о расстоянии между любимым форматом и форматом картинки

Aug 01, 2020 16:25

Как френд уже два дня подряд постит беспомощные статьи про количественные методы в искусствознании (почему беспомощные - а потому что хотя математеги-искусствоеды в результате широкоохватных публичных опросов и выяснили предпочтения обывателя на уровне простейших поддающихся учёту параметров изображения - речь в данном случае о формате, о прямоугольникнеквадрате, - но, сюрприз! - оказалось, что эти выдавленные из опроса и сведённые в график среднестатистические предпочтения среднестатистического обывателя никак не отражаются в реальности уже наличных форматов картин),

(картинка для привлечения внимания к теме выбора формата)



добавлю наблюдение с натуры -

Когда мои студенты берутся за сочинение своих самых первых композиций, или за композицию своих первых сочинений - а надо сказать, что это для всех без исключения труднопреодолимый порог, всех клинит, всем не хочется и всем боязно, ах дорогая ИН, а можно я лучше ещё десять чужих скопирую? -

- так вот, когда они всё же, склонясь на долгие мольбы жесткие пинки, берутся сочинять (первая наша тема - пейзаж), то происходит одно и то же, будь то в мастерской или дома наедине с собой -

- они все как один компонуют именно в формате А4, т.е. чуть "квадратней" золотого сечения. Обычно по горизонтали. Но всегда вписывая свою новорожденную картинку, эскиз произвольного пейзажа, именно в стандартный А4. Причём у них под руками есть учебник с несколькими десятками примеров самого разнообразного формата - нееет, они как бы не видят этого разнообразия, а видят только свой А4. Если я нахожусь рядом, то, убедившись в том, что тангалашка силён студент следует общему стандартному заблуждению,  - советую не врисовывать композицию в наличный лист, а устроить сперва на нем рамку, чтобы иметь возможность в случае нужды обрезать или, наоборот, прирезать пространства с любой стороны, для равновесия.

И что же?

Абсолютное большинство населения приготовляет себе эту рамку, просто отбив сантиметра по два-три с каждой стороны золотого своего А4, то есть устроив те же соотношения сторон, но поменьше размером. И только после моего прямого-целевого-нарочного указания на то, что формат может быть НЕ в пропорциях, заданных стандартом А4, они находят в себе силы отвлечься от магического прямоугольника и потянуть его ближе к квадрату или наоборот.

Для чистоты эксперимента, конечно, надо бы предлагать им делать эти самые первые эскизы на как бы бескрайней плоскости, чтобы никакой край листа не оказывал давления на мозги. Но что-то мне подсказывает, что даже и тогда (почти златосеченный) А4 выскочит из подсознанки первым.

сложжное о ремесле, школа

Previous post Next post
Up