протестанты как влиятельные иконописцы

May 16, 2019 12:11

(по заказу читателей, тезис из лекции)



Кажется, об этом ещё никто не писал - впрочем, на русском языке уж всяко никто -

Любопытно, что протестантская культура, в сущности, оказала самое могучее влияние на икону. (Поскольку не все русские православные знают, что такое икона, уточняю сразу - означенное влияние было оказано и на икону в самом широком смысле слова, и на икону в самом узком смысле).

Как это, как оно могло случиться? -


- да через развитие светского портрета, разумеется. Вот эта их мода, по изгнании из храмов прямых прямоличных икон, на нарративные композиции с предстоящими, на эпитафионы, представляющие семейные кланы в двадцать и более персон, - тут же в 16-17 вв. была самая мощная в христианской культуре лаборатория образа человеческого, НИИ проблемы сходства и индивидуализации.



Это на иконе, и тем более на иконостасе, можно делать всех персонажей на одно лицо (как это вообще-то и свойственно для средневековой стилистики, свойственно всем-всем, кто работает в средневековой стилистике). Но десять сыновей герра Штольца все на одно лицо, и фрау Штольц с дочерьми как семь куколок одного молда - это странно, скучно, и заказчик может надуться. Не говоря уж о если вам закажут два, три эпитафиона подряд для одной церкви, а у вас все Мюллеры будут на одно лицо не только промеж себя, но и родные братья Штольцам и Катценэленбогенам - что ж это будет? Смех один. Таким обра.. манером, явился огромный стимул для оттачивания стиля, повышения его гибкости и точности. Это раз.





А два - ещё более важное. Изображая всех этих многочисленных Мюллеров похожими на них самих, и затем десятилетиями, а затем и столетиями созерцая их на церковных стенах - художники и заказчики постепенно, кап, кап на темячко - стали чувствительнее и требовательнее к тому, как Дух выражает Себя через внешность человеков. Или, напротив, не выражает. Грубо говоря, кто тут виден грубым, дураковатым, распущенным и всё такое - а кто, напротив, котик помечен некоторыми или даже многими добродетелями.



И вот, когда настало время, когда грянула неоготика - все эти наработки взяли и перешли обратно в икону. Кровообмен такой. Католики с протестантами ведь только не молились вместе, а культура-то у них в Европе была одна на всех. И светский портрет быстро проник повсюду, и весь 17-й и 18-й века насквозь лаборатория бурлила, перегоняла, отцеживала, смешивала, мыла и ковала это чистое золото познания человека через образ его. Да, у протестантов традиция иконы была прервана, а у католиков нет - но лаборатория была общей. И, выражаясь с солдатской прямотой, интерес к святости тоже был общим. И так они и дожили до эпохи, романтизмом и неоготикою называемой. Не знаю, надо ли повторять, что в основе этих течений, возникших именно в странах протестантской культуры, лежала ностальгия по собственно иконе, по Иконе с большой буквы, или это теперь уже знают даже первоклассники? но повторю, вдруг меня православные семинаристы читают, для них повторю - уже с самого начала 19 в. "протестантские страны" без лишнего шума и деклараций (без богословских деклараций во всяком случае) повернули свои изображения , скажем так, в православную сторону.

Если продолжать говорить о Германии - вот назарейцы (да, впрочем, они все даже и в католики перекрестились, для простоты сообщения) - какую волну пустили возвращения к собственно иконе, даже завидно!



А англичане! всю страну витражами-иконами уделали.



Католики тоже хватились. У них-то тоже прямая прямоличная икона как-то закатилась за горизонт, замененная обязательными Распятиями и сложносочиненными сюжетными композициями - так вот, в 19 в. и у них вернулся интерес к прямому образу.



И даже православным от этой волны углубления и гуманизации священного образа тоже досталось - хоть поздно и наспех, но зато мощно.

Нота бене - речь именно об углублении и гуманизации. А с иконографическим набором и так было всё пучком, прямая прямоличная икона как иконографический тип в восточном христианстве после иконоборческого кризиса уже не исчезала.

Волна влияния шла через Императорскую АХ, через представленного Потёмкиным Екатерине тирольца-венца Иоганна-Батиста Лампи и Боровиковского пророка его, через Евграфа Рейтерна, который на самом деле был Герхардт-Вильгельм фон - непрерывною линией к команде по украшению Исаакиевского собора, а там и к назарейцам собственными персонами. Пусть меня поправят, если я вру, но ведь Фридрих фон Шадов + его ученики, чрез цветную хромолитографию, накрыл своим стилистическим и антропологическим влиянием зону от Святой Горы Афонской через всю Российскую Империю ажно до русской миссии в Токио.





Соперничать с немцами во всепокрывающем влиянии на нашего брата православного мог ну разве что невероятно плодовитый Действительный Член Академии, Кавалер ордена Почетного Легиона Вильям-Адольф Бугро.

(Впрочем, и он тоже оказался немецким шпионом кальвинист родом, из Ла-Рошели, тоже перекрещенец в римокатолики).



(...кто не сразу смикитил - через Васнецова. Влияние-то.)



(Я прошу прощения, тезисы проиллюстрированы тоже тезисно, десятком картиночек, а на самом деле их должно бы быть несколько сотен.)

Ну и примечание - вышеизложенное касалось строго-чисто-ограниченно-только-и-именно сферы сакральных образов. А о влиянии протестантов на православных на более широком поле единой христианской культуры и говорить нечего, настолько всё ясно.

beauté humaine, Леонид Успенский богословиконы, ликбез, схизмы великие и малые

Previous post Next post
Up