Благодаря уважаемой френдессе, у меня есть возможность показать вам ещё одно наглядное пособие про скрипку и фортопьян.
Вот
такие антикварные фарфоровые головки, первая - русская фабрики Журавлева-и-Кочешкова, две следующие - из Лиможа.
Понятно, кто у кого слизывал, да?
Теперь смотрим внимательно, как обошелся со своими французскими исходными образцами русский левша. Тут только на первый взгляд имеется сходство - и черт, и приёмов лепки, хотя выражение личика попроще. Нееееет! Тут сама форма, сам подход к лепке лица человеческого другой, другого уровня.
Несмотря на то, что в этом промысле и в России, и во Франции работали, конечно же, скульпторы всего лишь второ- и третьеразрядные - ясно видно, что лицо Журавлевской куклы вылеплено в средневековой, я бы сказала даже - в до-византийской традиции, в то время как лица Лимузинок сделаны ваятелем академической традиции.
Лицо этой Журавлевки, в сущности, плоское. Как тарелка, на которой аккуратно разложены и гладко к ней прилизаны разновидные холмики: щеки, нос, губы и пр. Лица Лимузинок, так сказать, насквозь объёмны, их общая форма плавно и без запинки круглится от центральной оси к ушам, и черты лица, втекая в основной объём и вытекая из него, не мешают ему круглиться.
Посмотрим на подбородок. У Журавлевки он тупо-овальный, очерченный циркулем, и столь же геометрически-правильно сформован - будто в суповой мисочке. У Лимузинок - никакого циркуля! Подбородкам придан, в том и в другом случае, акцент, пунктик, характер.
Смотрим на форму щек повыше и пониже углов рта. У Журавлевки щёчка вздута кверху и книзу совершенно симметрично, а у Лимузинок и направление вздутия, и его выраженность совершенно разные кверху и книзу от ротиков. И щечки у них направлены к переносице, логически связаны с нею, а у Журавлевки они к носу не имеют никакого отношения, просто гладенько примазаны к плоскому блину-основе.
Глазки смотрим, разрез глаз то есть. У Лимузинок: 1) верхнее веко выгнуто больше нижнего, 2) наиболее выпуклая точка верхнего века чуть сдвинута от его середины, 3) внутренние углы глаз ближе к зрителю, а височные уходят в глубину, 4) имеются подглазья, изящные дужки, отходящие от слезника и теряющиеся на щечках. Если посмотреть на глазик отдельно, то сразу ясно, правый он или левый. У Журавлёвки глаза, т.е. каждый глаз, - симметричны! отдельно взятые, они не опознаются как правый-левый. Подглазий, т.е. связи со щекою, нет. Внутренний и наружный угол лежат в одной плоскости. Верхнее и нижнее веко - симметричные фестончики (
фестонный бес переночевал, ага).
Как, впрочем, и во всем остальном переночевал - и в щечках, и в подбородке, и в бровках. Исходные лиможские модели везде, в каждой черте, искажены именно в эту (предсказуемую) сторону - опошляющего, нивелирующего упрощения. Абатардиссмана, как говорим мы, франкофоны.
Меня, собственно, почему тема волнует - это очень наглядный пример бессознательных, хотя и полностью предсказуемых, изменений, которые вносит некультурная рука и некультурный глаз во всё, что они пытаются скопировать.
Хочу сказать, именно так, согласно показанному здесь принципу, и «копировались» поствизантийскими иконописцами византийские иконы.