На самом деле это не такое уж сложное о ремесле.
Настолько несложное, что я рассказываю-показываю это своим двоечникам уже на самых первых уроках. Правда, потом повторяю это им ещё столько лет, сколько они у меня остаются.
На нашем домашнем жаргоне феномен называется «фестонный бес», дьябль де фестон. Состоит феномен в том, что малоопытный иконописец, срисовывая с оригинала какую-то изогнутую дугою линию, стремится изогнуть её не там, где она на самом деле изогнута, а посередине. Как шланг, который держат за два конца и сближают эти концы, согнётся мёртвой симметричной дугой, так линия малоопытного иконописца, толкаемого под руку скверным духом нивелирования и энтропии, будет устремляться к тупой механической симметрии.
Для наглядности схема. А - это как не надо, Б - как надо. Новый набор сейчас рисует такие деревья, то есть стремятся нарисовать Б, а получается то и дело А, ибо фестонный бес не дремлет. Но деревья - это всего лишь как бы гаммы, чтобы себя контролировать - не одержим ли я фестонным бесом? Потому что тут сразу заметно, если кто одержим. Пусть, значит, лечится.
А когда не деревья, а что посложнее - тут труднее заметить, и бороться труднее. Например, вот фрагмент копии одной в общем-то хорошей старательной студентки шестого семестра. Её фестонный бес уже почти отпустил - но не совсем. Если сравнить с оригиналом (он справа от копии), хорошо видно, что все дугообразные линии копии чуть-чуть да вздуты, и вздуты ближе к середине линии, чем в оригинале. Отчего всё приобретает едва уловимый налёт тупости и неблагородства.
А это копии студентов моей коллеги из России. Фестонный бес всё тот же и занимается всё тем же - нивелированием дугообразных линий, отчего объёмы, в сравнении с оригиналом, приобретают механический, мертвенный, туповатый характер.
Но это дети, они только учатся, и если их регулярно бить палкой тыкать носом, то они всё поймут.
А вот нам фрагменты работ некоторых профессиональных иконописцев (то есть они зарабатывают этим делом). Образцы жырных, разъевшихся, задембелевавших фестонных бесов. Картиночки взяты из замечательных ежегодных каталогов издательства «Коломенская верста».
Дебра Лин Корлюка, Стиллуотер, штат Миннесота, список мест, где она училась иконописи, включает десятка два пунктов. Плечи! Крылышки! Пёрышки! Кудри! Границы высветлений на щеках, носу, подбородке, на светлом челе, на шеешланге, на губкобантиках! Энциклопедический словарь фестонобесия!
Так называемая «коптская икона» из Калифорнии, автора не знаю, но вывешиваю, ибо современные «коптские иконы» все такие. Впечатление, что у авторов руки повыдергали и гончарный круг на их место приделали.
Иоланда Деннелен, Эттанж-Гранд, Франция (здравствуйте, месьё Л. Успенский), училась «в монастыре во Франции». Тут, правда, дама уже сама браво сочиняет, классических образцов-исходников нет, но тем виднее одержимость фестонобесием.
Надежда Корхонен, Санкт-Петербург, училась в ДХШ. Посмотрите на эти головы, плечи, кисти рук, на профиль св. Симеона, на пряди его власов и бороды - вот нам недостающие статьи энциклопедия фестонобесия.
Елена Чугунова, Москва,
без комментариев, этому автору и "богослову иконы" я уже однажды посвятила постинг.
И да, конечно, там не только фестонный бес, у всех этих авторов. Но про других бесов как-нибудь в другой раз.