травы забористой пост

Jan 30, 2017 15:06

По просьбам двоечников каллиграфических упражнений кучку.

















И, чтоб два раза не вставать,

- А сем-ка я повешу сюда, в качестве моралитэ, чтоб два раза не вставать, цытат несколько из любимого ТЕКСТА. Отдельно их собирать и вывешивать лень, а вот так пачками в нагрузку к картинкам позапускаю в банку, пусть бегают пока...

«...православная традиция видит в иконе текст, но не схему, поэтому художественная сторона иконы так же важна, как и идеологическая. Икона - это сложный организм, где богословская идея выражена определенными художественными средствами аналогично дереву, укоренному в почве христианского откровения, ветви этого дерева - личный мистический опыт и художественный талант иконописца. Нередко богослов и художник соединялись в одном лице, как это было, скажем, в случае Андрея Рублева или Феофана Грека.

«Христианство - религия Слова, этим определяется специфика иконы.

«Еще древние греки считали, что цель искусства - очищение, катарсис (греч. καθαρσις). Для христианского искусства это тем более верно, потому что через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества. Отсюда идея чудотворных икон.
«...икона в своем развитии двигалась от портрета - к лику, от реального и временного - к изображению идеального и вечного.

«Лик в иконе - самое главное. В практике иконописания стадии работы так и разделяются на "личное" и "доличное". Сначала пишется "доличное" - фон, пейзаж (лещадки), архитектура (палаты), одежды и проч. В больших работах эту стадию исполняет мастер второй руки, помощник. Главный мастер, знаменщик, пишет "личное", то есть то, что относится к личности. И соблюдение такого порядка работы было важно, потому что икона, как и все мироздание, иерархична. "Доличное" и "личное" - это разные ступени бытия, но в "личном" есть еще одна ступень - глаза. Они всегда выделены на лике, особенно в ранних иконах. "Глаза - зеркало души" - известное выражение, и родилось оно в системе христианского мировоззрения.

«В иерархии цвета первое место занимает золотой. (..) С утратой глубинного понимания смысла иконы золото превращается в декоративный элемент и перестает восприниматься символически. Уже строгановские письма используют золотую орнаментику в иконописании, близкую к ювелирной технике. Мастера Оружейной палаты в XVII веке применяют золото в таком изобилии, что икона нередко становится в буквальном смысле драгоценным произведением. Но эта изукрашенность и позолота акцентируют внимание зрителя на внешней красоте, великолепии и богатстве, оставляя духовный смысл в забвении... В конце концов, в церковной эстетике торжествует совершенно светское восприятие золота.»

(а потом ещё понадобавляю).

pré-académie, языковаврагмой, трава, искусствоведы

Previous post Next post
Up