Троица после рублёвской Троицы

May 25, 2015 17:00


Поскольку мне пора уже готовить ликбез-лекцию к летней выставке, и тем более что у браткатоликов вчера и сегодня Праздник, позвольте вбросить вопрос на обсуждение. Вернее, сразу два.

Вот смотрите. Рублевская Троица написалась в первой трети 15 в. Выдающиеся размеры,  выдающееся художественное качество и престижное местоположение этой иконы сразу сделали предложенную преп. Андреем иконографию популярной. (напоминаю для случайных посетителей, что иконография - это не икона как целое, а всего лишь композиционная схема: кто, где, в какой позе, с какими атрибутами).

Отныне эта  иконография Троицы воспроизводится более охотно, чем раньше.

вот как воспроизводится.

(тут картинко кистей Тихона Филатьева 1700 г., запись по оригиналу времен Андрея Рублева, для привлечения внимания).


Но. Спрашивается,

почему:

1) эта новая иконография отнюдь не повторяется буквально ни в 15, ни в 16, ни в 17, 18 и 19 вв.? Даже если мы примем во внимание отсутствие самого феномена точного копирования в средневековой культуре - почему рублевская иконография крайне редко воспроизводится буквально? Даже если сохраняется лаконическая схема с тремя Ангелами и только - то рацион пирующих расширяется, а сервировка стола усложняется. Но это мелочи, а вот как быть с тем медицинским фактом, что сюжет по-прежнему продолжают писать с фигурами Авраама и Сарры? В том числе таким образом, что композиция утрачивает всю прежде достигнутую отважным Андреем Рублевым иератичность символа  -  и скатывается обратно в нарратив? Варьируются одежды и жесты рук Ангелов. Предпринимаются попытки усилить  акцент на равночестии всех Ипостасей - например, через превращение Ангелов в совершенных близнецов или даже скорее клонов (так наз. изокефальная композиция). Традиционные атрибуты пейзажа - дом, Мамврийский дуб и горка - также движутся. Меняются местами и даже аннулируются - почему?

И почему
2) эта новая иконография, при всей своей популярности, не смогла перебить у Троицы Новозаветной права на почетное место в декорации храма?  Рублёвская икона «пробилась» в состав праздничного чина, став, так сказать, мистическим панданом  сюжета Сошествия Святого Духа на апостолов, но это и всё. Ни в купола, ни в алтарные абсиды, ни на своды центрального нефа она всё равно не попала. Там по-прежнему, столетие за столетием, писались те или иные вариации Новозаветной Троицы: «Отечество», «Сопрестолие» или даже прямо - «Господь Саваоф». Почему?

Примечание - я не призываю отвечать в плане «потому что Рублёв - святой, а РПЦ - падшая апостатическая такая-сякая»  или в плане «что нам тот Рублёв? Церковь старше Рублёва и побивает его как котёнка».  Мне просто правда любопытно, почему. Тем более что документиков-то все равно нет, и мы можем только от балды попытаться восстановить логику чувств, приведшую к двум таким на первый взгляд странным медицинским фактам.

как нам изобразить Троицу

Previous post Next post
Up