опять об культуру ментис

Sep 24, 2013 15:40

По поводу полемики здесь.

Допустим, мне не нравится статья брата моего, в которой он критикует некое явление. Тут могут быть два варианта: либо мне это явление мило и близко, и я тогда его защищаю, аргументируя против статьи. Либо мне явление тоже не мило, но аргументация брата моего кажется слабой, нелогичной, уязвимой - тогда я критикую эту ( Read more... )

нетолерантное, скрипка и фортопьян, l'éducation sentimentale

Leave a comment

Comments 34

saag September 24 2013, 14:03:27 UTC
а я-то что? я и не вмешиваюсь.
(хотя употребление вами термина "эзотерика" и считаю некорректным в данном конкретном приложении, а критику оных деятелей - учитывающей современную богословскую и творческую конъюнктуру, но не исторический и культурный контекст времене она)

Reply

эзотерика mmekourdukova September 24 2013, 14:20:25 UTC
Ваш вариант формулировки?

Современная богословская и творческая ситуация такова, что нам не до дихотомии "конъюнктура-не конъюнктура". Нам бы как-нить разобраться с "ересь - не ересь".

Reply

Re: эзотерика saag September 24 2013, 16:26:11 UTC
э нет, тут я не писатель - я читатель. я знаю значение помянутого термина и не согласен с данным его приложением. если вам не до того, то и не обращайте внимания. я вашу ересь-неересь в целом-то с благодарностью разделяю, вы же знаете.
просто меня согревает точность в выборе слов, ибо она способствует единству и подлинному пониманию, поскольку никого не судит. а неточность нередко настраивает на ненужные разделения и обиды.

Reply

Re: эзотерика bizantinum September 24 2013, 17:58:11 UTC
Странно, но сочетание эзотерика/Флоренский довольно распространено. Например, в журнале “Философские науки” за 2003 год, номер 7, есть статья: Розин В. М. “Становление личности и ранних философско-эзотерических взглядов Павла Флоренского”.
Характерно, что и самого Флоренского эзотеризм не смущал ни коим образом: "Сила Евангелия - в том, что оно всем доступно, не нуждается в истолкователе; но сила его - и в том, что оно насквозь эзотерично" (С) "Столп и утверждение Истины".

Reply


renardetraisin September 24 2013, 17:02:34 UTC
Да любительские заметки Флоренского - это не творения отцов Церкви, и не абсолют ИСТИНЫ. Он был романтик во всем, увлекался тонкими материями. Сейчас в наше жесткое прагматичное время нет места иллюзиям и романтике.
Но следуя логике разгрома идеи "особой «духовной» техники православной иконописи, которая противопоставляется «падшему» западноевропейскому реализму" очень быстро придем к торжеству идей контемпорари арта в религиозном искусстве.

Reply

mmekourdukova September 24 2013, 18:38:00 UTC
Да ничего подобного.
Вот как раз наоборот.
Эта романтика столетней давности, намертво застрявшая в кишках русской околоиконной мысли, делает её абсолютно беспомощной перед вызовами времени, простите, что говорю красиво. Пока отчётливое "нет" не будет сказано идеям Трубецкого-Флоренского-Успенского, никакой защиты от "торжеству идей контемпорари арта в религиозном искусстве" не жди.

Как раз вчера был в гостях отченька один, показала я ему Ежи Новосельского, ахал и проклинал, да как же это, да как допускают, да конец света - и тут же смотрит на работы академической иконописной мастерской "Образ" - и несёт детский лепет про "похоже на картины" и "тут нет обратной перспективы", вот буквально этими словами.

Reply


nantik7 September 24 2013, 17:19:21 UTC
Эх, кабы знать, кабы знать, по каким критериумам отличить художественное добро от зла, есть ли четкие к тому показания, хоть от Флоренского, хоть от Лазарева, хоть от кого бы то ни было. К сожалению, формальная логика поможет нам только в случае критики логических же умозаключений, что касается художества-искусства - только интуиция, трудно формализуемая. Потому реплика уважаемой нами критика и изографа нисколько не убедительна.
В целом, Ирина Николаевна, я безусловно поддерживаю ваш поступок, мне это ваше выступление дороже всяких курдюковских критик, с которыми я далеко не всегда соглашалась.

Reply

только интуиция, трудно формализуемая mmekourdukova September 24 2013, 18:50:27 UTC
Трудно, но не невозможно.
Если есть богословие, то христианская теория искусства тем более возможна. Чем же ей и заниматься, как не добром и злом?

Курдюковскими критиками я ещё не раз тут всех побалую, ага :-)).

Reply


fly_in_fish September 25 2013, 14:31:54 UTC
А кстати, вы ведь неоднократно утверждали право судить о ремесле только тех, кто сам занимается этим ремеслом, весь вот этот горький онтогонизм художников и искусствоведов, и философы всякие-богословы к искусству напрасно тянут ручьки. Тогда, наверное, степень владения ремеслом будет влиять на весомость суждения об этом самом ремесле? Какие там корреляции-интенсивности? Вопрос непраздный ведь, он по первой части постинга, неконкретной.
Из какой-то невнятной солидарности зделала 4 опечатки.

Reply

mmekourdukova September 25 2013, 14:48:06 UTC
Вопрос роскошный, он на диссер тянет, простите мне невольный этот ямб, звучали песни скаутов бельгийских, пишу под звуке маршей заводныхъ. Стоп.

О ремесле (т. е. стиле) - да, безусловно. Только те, кто сам имеет опыт работы в материале, опыт школы и хорошо представляет себе, что это такое. Степень владения менее важна, в голове ведь удается прокрутить больше и быстрее, чем руками, главное - понимать эмбриологию поэзии.

Философы-то и богословы и подавляющее большинство искусствоведов вообще не пишут о стиле, пишучи об искусстве. ловко устроились.

Reply

fly_in_fish September 28 2013, 14:40:10 UTC
Ну и хорошо, разделение труда, стало быть) Одни об искусство в целом, другие с захватом про ремесло.
Я собстно к тому, что renardetraisin грешит в своём выступлении против логики - там вы оч. хорошо растолковали о притягательности средневековья. А против культура ментис греха особого нет, ведь в предлагаемых вами же условиях "допуска к суждению" вполне правомерно рассматривать творчество критика, это будет одним из критериев его авторитетности.

Reply

mmekourdukova September 28 2013, 15:02:03 UTC
Просто уважаемой Е.Д. не стоило валить в одну кучу и притягательность для Бизантинума не-академической стилистики, и сравнительную ограниченность комниновского периода (например, по ср. с палеологовским), и тот факт, что Бизантинум ещё не совсем всё-всё умеет. Так что есть грех и супротив культура ментис!

Кстати, Трубецкой и Флоренский по этим же "условиям допуска", на которые Е.К. упирает, оказываются в полном, полнейшем недопуске! Про Языкову уж молчу :-)).

Reply


ager September 26 2013, 05:23:53 UTC
Поповоду6 «эта икона плохо нарисована, неудачно закомпонована, груба по цвету, грешит противу анатомии, неубедительно по объёмно-пространственным характеристикам». Что же делать, если средневековые иконы этим всем не грешат?

Reply

mmekourdukova September 26 2013, 07:08:36 UTC
Да ничего не делать.
Отдыхать :-)).
Потому что средневековые иконы этим тоже грешат.

Reply


Leave a comment

Up