Комплекс предрассудков и стереотипов

Sep 19, 2013 23:38

"Кто не слышал об особой «духовной» технике православной иконописи, которая противопоставляется «падшему» западноевропейскому реализму, или о т.н. «обратной перспективе», о просветленных ликах, которые «не имеют теней», а «светятся изнутри»? (цитата, взята отсюда http://bizantinum.livejournal.com/124415.html). Так и вспоминается незабвенный Гоголь "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!")))

Далее еще одна цитата из bizantinum: "По мнению Флоренского, икона, чтобы быть иконой, должна быть написана особыми материалами и особыми способами. Без этих условий она не может быть настоящей, или, выражаясь словами самого о. Павла, она не будет соответствовать «духу иконописной техники».





Глядя на эти иконы, зритель ничем другим кроме приведенных слов о Павла не сможет оправдать авторский почерк.

Почему здесь выбран Комниновский стиль, такой условно-деревянный, жесткий и плоский - ? Без этой стилистики икона не может быть настоящей? Темная линия контура, одинаковой жесткой проволокой очерчивающая всю фигуру и лик - это залог иконности?
Далее еще цитата:
- "В рассуждении о.Павла об иконописи можно встретить ряд и других категорических утверждений. Например, о том, что икона должна быть плоской, что тень в иконе невозможна, что иконописец обязан избегать всякой близости к природе, всякого «живоподобия» и т.д". !!!   Как же милейший bizantinum подтверждает своими работами тезисы о.Павла, те самые, которые он так пламенно критикует!
Где яркость освещения, где тени? Нет, в иконах bizantinumа "свет этот не внешний, а «внутренний», как бы источаемый самим предметом изображения"!  Эти иконы вполне соответствуют и "одной из главных идей о. Павла - противопоставлению иконы реалистической западной живописи".
Здесь реалистическая живопись и рядом не лежала. Где тут «Свободная живописная техника, пользующаяся нежными полутонами»? bizantinum, как и о.Павел Флоренский выступает против всякой натуралистичности! Руки короткие, плечевой пояс плоский, неестественно скованный...    -  продолжать?

Думаю, что и сказанного вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что критиковать отцов следует не голословно, а показав убедительный пример своей правоты на деле, а не пользуясь цитатами случайно взятыми из отнюдь не безупречной искусствоведческой писанины.
Если о.Павел Флоренский не прав (а он действительно не прав во многом, тут мнения критиков согласны между собой), то вместо его "богословия иконы" следует предложить нечто вразумительное взамен. Или реализовать альтернативные идеи на практике, в своих творческих (но церковно одобренных) работах,  если новых слов, достойных ОБРАЗА  мы пока подобрать не можем.

XX век, вопросы педагогики

Previous post Next post
Up