А вот нам редких фоток из монастыря, про который я до сих пор не слышала, а свернули мы туда мы туда по наводке местного жителя. Который житель, впрочем, даже не смог мне сказать, есть ли там чем поживиться искусствоведу, поехали наудачу, ан оказалось ещё как есть. Правда, не 13-й в., а конец 15-го, строго говоря, поствизантийские, но что нам с того? На самом-то деле они ещё вполне, вполне византийские!
Мастер Лонгин делал.
Снимать добрые отцы и братья мне позволили совершенно свободно, и в церкве я была одна (воскресенье, час сиесты), так что многое удалось (что не удалось - то находилось или в полной темноте, или в недоступных углах).
А самый монастырь
http://manastircrnareka.nr.rs/o_manastiru.php не сильно туристский - надо понимать, из-за труднодоступности. Дорога туда относится к обычным сербским дорогам в той пропорции, в которой обычные сербские дороги относятся к бельгийским. На мой глаз, зимой туда вообще можно только пешком. Да и летом лучше на тракторе.
Для тех, кому лениво читать сайт на сербском - монастырь основан св. Иоанникием Девичским (умер в 1430 г.) , хотя по некоторым данным отдельные подвижники спасались здесь уже в 13-м в. По молитвам основателя бурная горная река (Црна река эта самая) ушла под землю и вновь вышла через сотню метров, предоставив место для обители. Основные исторические, ээ, постройки просто вырублены в скале, плюс вот такие верандочки. Отопления никакого. При Иоанникии не было даже отдельных келлий, а был как бы общий дортуар, большая редкость для православного мира. Впрочем, большого числа братии там никогда не было, по крайней суровости бытовых условий. Церковь тоже скальная, очень маленькая, но с вентиляцией там всё в порядке (впрочем, свечи, как и везде в Сербии, ставят снаружи, в данном случае в скальной же часовне).
Иконостас 16-го в., местный ряд иных кистей, нежели Деисус, но и то и другое - крепкий, скорее приятный глазу примитив, ещё не перешагнувший за ту грань, за которой он превратится в кривой недоакадемизм.
Особенно Деисус удачный, веселенький, писан не на отдельных досочках, а на двух длинных, разбитых на клейма.
Проникают в церковь по узкому вырубленному в скале коридорчику, вот как у Кролика, когда к нему Винни приходил, не всякий архиерей протиснется. В храме хватает места от силы на полтора десятка верных. Впрочем, приезжают сюда не на службы и не на требы (для того есть новый храм в цивилизованном здании неподалеку), а к мощам прп. Петра Коришского, местного подвижника и чудотворца.
Его рака поставлена так, что под неё можно забраться - там тюфячок приделан, видите, чернеется - и даже поспать ночь, и чудесные исцеления происходят от того лежания и спанья. Тамошний брат рассказал, что с практическими целями к св. Петру приезжают и мусульмане, их тоже пускают полежать, и им тоже отламывается исцелений. В момент фотографирования на раке лежали пакеты с детскими портками, их (портки всякие) привозят приложить те, кому трудно доставить младенцев персонально. Говорят, и так тоже действует.
Монастырь очень строгий, поэтому желающих(или способных) остаться там на постоянное жительство мало. Но считается хорошим тоном прожить там сколько-то месяцев или лет. Значительная часть сербского епископата в свое время прошла, так сказать, стажировку на Црной Реке. Правда, уже с водопроводом и отоплением, но всё-таки.