опять, извините

Jun 08, 2024 16:51

Вследствие разговоров в комментариях к детскому высеру скорбноглавой инокини, детскому не в смысле милоты, а в смысле феерической глупости и безответственности, - ещё раз вернусь отдельным постингом, вдруг кто нуждается в разжевать на пальцах.

Разговоры по схеме «некоторые современные иконы нехороши и малосакральны оттого, что похожи на мультики ( Read more... )

Леонид Успенский богословиконы

Leave a comment

brat_chik_2 June 8 2024, 18:59:28 UTC
1. Я вёл к тому, что нечто может быть хорошим в своей среде и неуместным в другой. То же и с манерой письма икон.

2. Дык у нас почти всё превращается в карго-культ. Тогда в этом пункте хорошо бы определиться с тем: "Для чего нужна икона?" Сам-то я думаю, что основная её функция - что-то вроде фотки жены в паспорте. Фото может и неказисто и помято и пожелтело, но настолько привычно и так сильно ассоциируется с женой, что вызывает цепочку ассоциаций-воспоминаний. Всё, что сверх того- фиксация на традиции. Так эта фиксация во всех проявлениях церковной жизни есть. Вероятно, иногда нужно менять не традицию, а отношение к ней.

3.пардон, что не так с выражением?
Кроме "барыг" было само явление старообрядчества, которое в числе прочего, не признавало иконы нового образца. И это был значимый процент населения

4. Это просто близкий мне пример, хотя год немного не тот ляпнул. Это было начало 2000-х. В г. Курчатове новый храм расписывали в канонической манере к удивлению, охам и ахам многих, привычных к стандарту 19 в. И епископ позволил сквозь пальцы, однако кафедральный собор расписал развесистой клюквой в позолоте.

Reply

mmekourdukova June 8 2024, 19:55:19 UTC
1. А что это такое, "манера письма икон"? она, штоле, одна?

2. Да уж ясен пень, что всё превращается в каргокульт. Маленькая, мятая, рыжая, выцвевшая, случайная фотография - это всё, что некоторым угодно иметь вместо более удачных и ясных изображений жены, а то и вместо самой жены.

3.Натуралистичными афонские иконы, ни византийского, ни академического пошиба, никогда не были.
Именно барыг. Дискурс про исключительную монополию старого стиля на святость - это специальный коммерческий дискурс. А какова практика, как выглядели и выглядят послениконовские старообрядческие иконы, хорошо известно. В самом лучшем случае это нечто близкое европейскому маньеризму 16 в., а в худшем - едко-кислотные безжизненные и вульгарные картинки, все в мельчайших жёстких складочках, зализанных до металлического блеска.

4. Ахъ, это был отдельный случай. И без картинок. Нуачо, зачем картинки. Тут фканоне, а тут клюква. Законный аргумент.

Reply

brat_chik_2 June 9 2024, 07:42:46 UTC
4. не хотел перегружать... думал, на словах будет примерно понятно
Но картинки, так картинки. Вот парочка со страничек этих храмов. Хорошей детализации фресок, чтобы оценить качество письма не нашёл, но речь- то была о стиле в целом.
Вот попробовали сделать в каноне. И это были именно энтузиасты. Возможно, даже начитавшиеся столь ненавистного Вам Успенского. Такой стиль оформления вызывал довольно радикальные реакции. Или "Ух-хорошо-интересно" или "что, не смогли найти нормального художника, чтобы золота побольше и на людей похожи были?"


второй же храм строился позже, когда короткое время энтузиастов закончилось, епископ взял всё на контроль и сделали достаточно, на его взгляд, парадно, красиво и с золотом. Как у людей.



.................
У меня второй тип оформления вызывает отторжение. Не люблю храмы-дворцы. Даже если они сделаны достаточно изящно, как Спас на крови, например. Любуюсь такими, но сохраняется ощущение, что совместили несовместимое.
К оформлению первого храма у меня тоже есть претензии. Где-то густо, где-то пусто, где-то цвета не совсем те, где-то фигуры не совсем так. Но стиль в целом мне нравится.

Reply

brat_chik_2 June 9 2024, 07:53:32 UTC
2. А как Вы определите назначение иконы? Ну или назначениЯ в порядке их важности?

Reply


Leave a comment

Up