опять, извините

Jun 08, 2024 16:51

Вследствие разговоров в комментариях к детскому высеру скорбноглавой инокини, детскому не в смысле милоты, а в смысле феерической глупости и безответственности, - ещё раз вернусь отдельным постингом, вдруг кто нуждается в разжевать на пальцах.

Разговоры по схеме «некоторые современные иконы нехороши и малосакральны оттого, что похожи на мультики ( Read more... )

Леонид Успенский богословиконы

Leave a comment

brat_chik_2 June 8 2024, 16:38:09 UTC
Ну эээ... если священник слишком похож на штукатура, то я сказал бы, что это какой-то неправильный священник. Если вместо риз блещащихся он на богослужении одевает комбинезон, и кепку вместо камилавки, если он брызжет святой водой в прихожан не кропилом из кандии, а кистью-макловицей из пластмассового ведра, то... то што? Скорее всего он выпендривается нарочно, встаёт в эдакую позу, а это уже перфоманс, а не богослужение. Я ничего не имею против штукатуров-кепок-вёдер. Но есть определённые традиции (в т.ч. дресскод и иконописный "код") которые на каком-то ассоциативном уровне вводят человека в соответственное эмоциональное состояние. Человек - штука слишком мясная с кучей рефлексов и воспоминаний. Запах ладана + знаменный напев + хорошая старая иконопись чисто рефлекторно вводят его в состояние далёкое от дискотечного.
Вот и иконопись. Есть определённый "канон" (хотя даже любители оного будут расходиться во взглядах с его определением). Ну там "Сошествие во ад" из Хора, "Владимирская", "Гавриил" из синайско-Екатерининского м-ря... И всё, что так или иначе на это похоже. Это очень крутая иконопись и она задаёт тон. также к "канону" часто относят то, что им графически и не является - скорее эдакая традиция. И тут очень много наива. Он мил и интересен, когда древний. Эдакая неуклюжесть старательного неумехи. Словно онежские петроглифы. Ченстоховская, Иверская иконы и прочие иконы-фрески-мозаики, имже несть числа. Но их неуклюжесть и наивность уже привычна.
Когда же икона становится похожа на мультик, мангу или штукатура, то тянет на себя чересчур много внимания, отвлекает и оттого нехороша, даже если внутри своего стиля и выполнена великолепно.
Но тут парадокс. Традиции неизбежно меняются. И то, что сейчас привычно-канонично, когда-то было новым-странным и неуместным. Потом все привыкли и встретили уже новую живописную манеру с подозрением - мол не иконна она, нечестива. А потом лет сто активного использования и вот уже афонские натуралистичные иконы стали чуть ли не образцом. И "Умиление". И ещё всякие. И активисты, возрождавшие канон в 90-е расписывали храмы в "вызывающе" непривычной манере на взгляд некоторых консерваторов. И иконопись просто обязана снова поменяться в какую-то сторону. Культура-то меняется. Но в момент перехода новые "авангардные" иконописцы всегда как бы неправы. А потом могут оказаться правы. Лет через сто. Но только если их стиль приживётся.

Reply

mmekourdukova June 8 2024, 18:02:25 UTC
Приехали. Это изящное соскальзывание с личностей представителей разных профессий на их спецодежду мне кажется очень характерным.

Хорошо, повторю ещё раз - я не про спецодежду говорила. Можете вместо штукатура подставить немца и вместо маникюрши магрибинку, и русскую вместо попа, если так понятнее. Но НЕ ледерхозены и не никтаб и не сарафан.

2. Вот если в каком-то менталитете существует "канон", который надо заключать в кавычки и у которого нет определения, все вроде бы привычно нюхают ладан и рефлекторно тащатся, но при этом внутри "канона" то и дело появляются ядовитые грибы, - это как раз и значит, что менталитет оный провалился в каргокульт.

3. Какие это ещё "афонские натуралистичные иконы"? выбирайте выражения, пжлст.
Академическую иконопись мастерских Афона, как и любую другую академическую иконопись кто и когда встречал с подозрением и считал неуместной? До того, как на сцену вылезли Трубецкой, Флоренский и потом Успенский - кто её считал неуместной, кроме барыг старообрядческого иконного маркета?

"активисты, возрождавшие канон в 90-е расписывали храмы в "вызывающе" непривычной манере на взгляд некоторых консерваторов" - чо, в натуре? и кто эти активисты, и кто консерваторы? имена, публикации в студию, пжлст.

Reply

brat_chik_2 June 8 2024, 18:59:28 UTC
1. Я вёл к тому, что нечто может быть хорошим в своей среде и неуместным в другой. То же и с манерой письма икон.

2. Дык у нас почти всё превращается в карго-культ. Тогда в этом пункте хорошо бы определиться с тем: "Для чего нужна икона?" Сам-то я думаю, что основная её функция - что-то вроде фотки жены в паспорте. Фото может и неказисто и помято и пожелтело, но настолько привычно и так сильно ассоциируется с женой, что вызывает цепочку ассоциаций-воспоминаний. Всё, что сверх того- фиксация на традиции. Так эта фиксация во всех проявлениях церковной жизни есть. Вероятно, иногда нужно менять не традицию, а отношение к ней.

3.пардон, что не так с выражением?
Кроме "барыг" было само явление старообрядчества, которое в числе прочего, не признавало иконы нового образца. И это был значимый процент населения

4. Это просто близкий мне пример, хотя год немного не тот ляпнул. Это было начало 2000-х. В г. Курчатове новый храм расписывали в канонической манере к удивлению, охам и ахам многих, привычных к стандарту 19 в. И епископ позволил сквозь пальцы, однако кафедральный собор расписал развесистой клюквой в позолоте.

Reply

mmekourdukova June 8 2024, 19:55:19 UTC
1. А что это такое, "манера письма икон"? она, штоле, одна?

2. Да уж ясен пень, что всё превращается в каргокульт. Маленькая, мятая, рыжая, выцвевшая, случайная фотография - это всё, что некоторым угодно иметь вместо более удачных и ясных изображений жены, а то и вместо самой жены.

3.Натуралистичными афонские иконы, ни византийского, ни академического пошиба, никогда не были.
Именно барыг. Дискурс про исключительную монополию старого стиля на святость - это специальный коммерческий дискурс. А какова практика, как выглядели и выглядят послениконовские старообрядческие иконы, хорошо известно. В самом лучшем случае это нечто близкое европейскому маньеризму 16 в., а в худшем - едко-кислотные безжизненные и вульгарные картинки, все в мельчайших жёстких складочках, зализанных до металлического блеска.

4. Ахъ, это был отдельный случай. И без картинок. Нуачо, зачем картинки. Тут фканоне, а тут клюква. Законный аргумент.

Reply

brat_chik_2 June 9 2024, 07:42:46 UTC
4. не хотел перегружать... думал, на словах будет примерно понятно
Но картинки, так картинки. Вот парочка со страничек этих храмов. Хорошей детализации фресок, чтобы оценить качество письма не нашёл, но речь- то была о стиле в целом.
Вот попробовали сделать в каноне. И это были именно энтузиасты. Возможно, даже начитавшиеся столь ненавистного Вам Успенского. Такой стиль оформления вызывал довольно радикальные реакции. Или "Ух-хорошо-интересно" или "что, не смогли найти нормального художника, чтобы золота побольше и на людей похожи были?"


второй же храм строился позже, когда короткое время энтузиастов закончилось, епископ взял всё на контроль и сделали достаточно, на его взгляд, парадно, красиво и с золотом. Как у людей.



.................
У меня второй тип оформления вызывает отторжение. Не люблю храмы-дворцы. Даже если они сделаны достаточно изящно, как Спас на крови, например. Любуюсь такими, но сохраняется ощущение, что совместили несовместимое.
К оформлению первого храма у меня тоже есть претензии. Где-то густо, где-то пусто, где-то цвета не совсем те, где-то фигуры не совсем так. Но стиль в целом мне нравится.

Reply

brat_chik_2 June 9 2024, 07:53:32 UTC
2. А как Вы определите назначение иконы? Ну или назначениЯ в порядке их важности?

Reply

volchik_lamyra June 9 2024, 16:54:17 UTC
Но ведь богослужение бывает оправдано провести как придется, хоть бы в шелтере посреди наводнения рациональнее рациональнее притаранить лишние пять одеял для спасенных нежели облачение по полной форме.
А чо бы от ладана не тащиться, натуральный обладает слабым обезболивающим эффектом, это не в лавровых листьях цианид как в Дельфийском оракуле

Reply

mmekourdukova June 9 2024, 19:15:41 UTC
Если, кроме ладана, не от чего тащиться (да и угарного газа на практике бывает больше, чем ладана), то население как-то быстро от таких наслаждений подустаёт.

Reply


Leave a comment

Up