Кто не в курсе - напоминаю, что польские гробовые портреты (Portret trumienny) - это не совсем фаюмские портреты, хотя и похожи. Их не прибинтовывали к мумиям и не погребали вместе с соответствующими гробами, но по окончании траурного церемониала отвинчивали от гроба и хранили либо на стене костёла, либо даже у себя дома.
Писались они маслом на оловянных или медных досках характерной многоугольной формы, и стилистически являются тем самым пассажем от средневекового подхода - к академическому, который я так люблю. Ещё мне нравится то, что они по очевидной причине выполнялись в аврально-рекордные сроки, незадорого, и локальными живописцами. То есть в каждом мястечке - своя школа, а были же наверняка и бродячие мазилы.
Самая лучшая среда для развития стилистики. И христианского гуманизма.
Белки глаз высветлены радиальными "лучами", нигде такого не встречала, кажется.
Очень удачная, живая бабця получилась, нежная жемчужная, кружева парадоксальным образом сыграли огромную роль в достижении реалистического впечатления при, в сущности, очень наивном рисунке-живописи.
Глазки у духовнего как смело расположены!
Один шаг до наших, до нидерландских чепцов.
Этот попростявей, погрубее. Верхнее веко параллельно брови, белки глаз высветлены сплошняком, ухо сосиской.
А зато тут почти Гольбейн.
У пани модлитва выходит из ротика. Золотыми буковками.
О, вот тут рядом попались прямо полярные точки, от почти пещерного примитива до практически уже зрелого академизма.
Пан який належе - як зубр з Бяловежи.
Юноша, перед которым меркнет - с воооттаким отрывом - этот ваш Модильяни со своими слепошарыми девицами.
И абсолютный хит собрания, жемчужина среди жемчужин.
...Параллельно, конечно, у них в 17 - 18 вв. были и просто портреты, не гробовые, и часто тоже совершенно очаровательные.
Но в гробовых есть какая-то особенная живость, парадоскъ.