Раз уж зацепили передвижников, два слова мимоходом про реалистичность реализма. Перед тем как их, два эти слова, сказать, я честно погуглила - не написал ли уже кто-нибудь об очевидности перспективных построений в хрестоматийном полотне «Чаепитии в Мытищах», 1862? - нет, вроде никто. Социальное толстобрюхое народу интереснее стилистических особенностей, ну как всегда.
Так вот, в картинке этой В.Г. Перов допустил столько «обратной перспективы», что никакому Леониду Успенскому и не снилось.
В частности, предположим, что чаепитный столик имеет сторону 60 см - а меньше уж никак нельзя, согласитесь, высота стола никак не меньше восьмидесяти, так что столешница и семьдесят может быть, но мы скромно возьмём шестьдесят. Кресло батюшки отстоит от стола сантиметров на сорок, и глубина седалища тоже не меньше сорока. Теперь поставьте стул на указанном расстоянии от стола, сядьте на него попою и попытайтесь сделать то, что на картинке делает духовное лицо - поставьте ногу на пяточку около дальней от вас ножки стола. Не знаю, что получилось у вас, но я и до ближней-то ножки ножкою не дотянулась.
Теперь встаньте за этим стулом (не менее чем в 80 см от стола) и поиграйте в гостиничную служанку. В правой руке у вас кувшин. Обоприте его об стул, для чистоты эксперимента, и попробуйте протянуть левую руку, чтобы оттолкнуть персонажа, стоящего по ту сторону стола, в полутора метрах от вашего плеча. Получилось? А у Василия Григорьевича получилось.
Там и ряд других чисто реалистических моментов можно наблюдать, например, плывущего в воздухе дьячка с чашкой и выросший за его спиною прямо из эфира могучий дуб с привязанным к нему тентом - а другой конец тента, вероятно, ангель держит рукою? - но Эшер с ними! довольно и реализма, наблюдаемого на переднем плане.
Где ты, Леонид Успенский? Глядишь ли с облачка, хотя бы пост-фактум, на картину Перова? И где другие обратно-перспективные витии, где Кураев, где Великанов? Почему до сих пор не отмечен, не зафиксирован и не растиражирован во всех православных сравнительно-богословских учебниках факт наличия святой перспективы - в несвятой антиклерикальной иконе картине пасквильной карикатуре классике нашего реализма?
Я бы эту картинку помещала во все издания по «богословию иконы». Можно прямо на обложку.