Я часто слышала и слышу от соотечественников, что местные учителя одеваются как бомжи, не особо стильно, достаточно просто. Я не задумывалась о том, что за этой простотой скрывается нейтральность.
О том, что для немецких учителей есть свод правил, исходя из которых они должны одеваться на работу, я не знала. Ознакомилась я с этим сводом правил / указаний / советов для учителей в плане стиля одежды для работы только после того, как у меня в классе появился новый дефектолог.
На одном из педсоветов директриса объявила, что у нас в школе после рефендариата (местной интернатуры для учителей) начнет работать новый коллега - дефектолог.
После педсовета личность нового дефектолога обсуждалась в учительской. Директриса рассказала, что новый коллега - человек разносторонний: лидер и солист рок-группы, пишет тексты песен для своей группы, также играет на гитаре и пианино, рисует, пишет стихи. Я слушала директрису, и мне почему-то представился Иван Охлобыстин.
- Ксения, о чем ты задумалась, - спросила меня одна из коллеги. - Думаешь, дадут часы новому дефектологу в твоем классе или нет?
- Если получит нагрузку в моем классе, значит будет работать в моем классе, должен же кто-то с детьми с отклонениями из моего класса работать. Я уже больше года с ними одна занимаюсь, а это вообще-то не моя обязанность.
- И что ты сейчас о таких глобальных проблемах задумалась.
- Нет. Вспомнила об одном российском актере после слов директрисы о новом дефектологе. Он - и актер, и священник. И у него есть тату.
- Он исполнял роль священника?
- Нет. Он уходил из светской жизни, служил в церкви, а потом снова вернулся в актерский мир.
- А при чем тут новый дефектолог? А какая связь этого актера с новым дефектологом?
- Новый дефектолог - учитель и в то же время рок-музыкант, отказавшийся от жизни музыканта, и он наверняка весь в татуировках.
- Ты же даже нового дефектолога еще не видела. Откуда ты знаешь, что у него есть тату.
- Слова директрисы «лидер и солист рок-группы» и т.д. говорят сами за себя. А какой рок-музыкант без татуировок?!
Нильс - новый дефектолог - в первые дни/ месяцы работы в школе в плане одежды особо не выделялся. Джинсы. Брюки. Футболка - поверх рубашка с длинным рукавом. Рубашка - поверх свитер. И никаких татуировок. Свои длинные до пояса волосы Нильс собирал в хвост и закреплял их своеобразной шишкой на голове.
Часы дефектолога Нильс получил во многих классах, в том числе и в моем. Таким образом директриса дала ему возможность познакомиться со школой, детьми, с разными классами и коллегами. Через пару месяцев ему нужно было определиться и решить, в каком классе он переймет дефектологические часы.
- Ксения, я хотел бы поближе познакомиться с твоим классом, с детьми и их родителями. У тебя же в классе все дефектологические часы свободные. В принципе я бы их мог перенять. Ты не против? Директриса сказала, что этот вопрос будет решаться после того, как ты дашь на это согласие.
- Давай решим так, ты знакомься с детьми и с моим стилем работы, а я буду знакомиться с твоими методами работы. Если ты остаешься в моем классе, то нам придется работать в паре. Через месяц другой вернемся к этому вопросу снова, там будет ясно, сможем мы работать вместе или нет. А с родителями сможешь познакомиться на очередном родительском собрании, которое состоится через две недели.
В день родительского собрания Нильс покорил всех своим внешним видом, влюбил в себя родителей и всех коллег.
День родительского собрания Нильс начал с комплиментов мне:
- Ксения, это платье тебе очень идет. Стильно. У тебя после работы сегодня что-то особенное запланировано? Если да, то я уверен, что ты очаруешь всех.
- На это я и надеюсь. Очарую всех, и все будут вынуждены прислушаться к моим советам по поводу воспитания детей... Вечером, после работы, у меня родительское собрание запланировано.
- Ах, да, ты же мне про него говорила. Так ты сразу в «вечернем» варианте на уроки пришла?
- После уроков, перед собранием, домой попасть у меня не получится, я просто не успею, поэтому вечерний вариант превратился в утренний и плавно перерастет в вечерний.
- Скажи, пожалуйста, есть особый дресс-код для проведения родительских собраний?
- В принципе нет. Я о нем не знаю.
- То есть это случайность, что ты сегодня в этом платье?
- Нет не случайность. Я … не могу перед родителями стоять в кроссовках, джинсах и футболке… у меня... свой стиль одежды для родительских собраний. Таково мое видение.
После уроков перед родительским собранием в учительской я только и слышала:
- Ксения, твой выглядит сегодня бесподобно.
- Кто мой?
- Как кто? Нильс. Мы знаем, что он хочет работать с тобой в паре, он хочет стать дефектологом твоего класса.
- Это пока не решено.
- Чего тут думать?! Вы будете дополнять друг друга. Он на собрание пришел в костюме, так, как ты любишь. Кстати, туфли, носки, галстук - все подходит по стилю.
- Неожиданно. Он же сегодня в джинсах с утра был.
- Уроки проводил в джинсах, а перед родителями предстанет в костюме. Ты его сейчас и сама в костюме увидишь, он где-то здесь. И кстати, насчет тату ты ошиблась, их никто не видел у него.
Наступили жаркие дни. Нильс пришел на работу в коротких шортах, в майке и шлепках на босую ногу. И все увидели его татуировки: на руках, плечах и икрах ног.
После первого урока Нильс мне заметил:
- Слушай, вам же женщинам проще, чем нам мужчинам. Тебе в такую жару можно и короткую юбку носить. Жарко же… Ты в своей кофточке еще не зажарилась?!
- Короткие юбки, майки - это для меня пляжный вариант. Через пару недель я буду гулять в этом по пляжу. А на уроке - это для меня не вариант одежды. Если кто-то из детей меня к себе подзывает и что-то спрашивает, мне, объясняя, приходится наклониться, иногда на парту присесть и т.д. Мы хоть и на Репербане работаем, и лето на дворе, но на уроке математики мне нужно, чтобы они об уравнениях думали, а не о чем-то другом.
- Все же лето - есть лето, и надо, чтобы это время года дети и по одежде распознавать могли.
- Это твое видение, а я до каникул останусь в своей длинной юбке.
Когда я спустилась в учительскую со всех сторон только и слышалось:
- Ксения, это же катастрофа! Так же нельзя!
- Что случилось?
- Ты видела, в чем сегодня Нильс на работу пришел?
- Видела.
- Ты уже поговорила с ним? Ты объяснила ему, что так нельзя на работу приходить?
- Подождите. Я не его шеф. Если его стиль одежды не соответствует каким-то нормам учительского стиля, то об этом с ним должна поговорить директриса. Я не могу ему указывать.
- Но он же в твоем классе работает.
- Да, так же как и в трех других классах. Пока только решается, останется он у меня в классе или нет. Он такой же коллега, как и я, и я не могу давать ему указания, как одеваться на работу.
- Но ты бы могла ему по-дружески дать совет, ты же испытательный срок уже прошла, с правила гос. служащего ознакомилась, а он только начал работать, на испытательном сроке и про общие правила, связанные со стилем одежды на работе, еще не знаком. В этом мы сегодня все и убедились.
- А что есть особые правила одежды для учителя?
- Ты что не в курсе этих правил?
- Нет…
На следующий день Нильс пришел на работу в более длинных шортах. Я так поняла, что по этому поводу с ним поговорила директриса. В жаркие дни он перестал носить шорты, перешел на брюки, даже тогда, когда термометр показывал +30 градусов. Вместо футболок с прикольными названиями Нильс стал носить однотонные футболки. Длинные волосы стали намного короче. Татуировки больше не были открыты для чьих либо глаз. Как говорится, назвался гос. служащим, становись им.