May 11, 2010 12:44
Многие вопросы в ваших комментариях связаны с работой наших арендаторов - ресторанов, duty free и т.п. Я объясню, как строится наша с ними работа. Начну с того, что мы, как аэропорт, занимаемся исключительно деятельностью, связанной с обслуживанием пассажиров и авиакомпаний (из этого складываются наши авиационные доходы) и предоставлением наших площадей в аренду (это, соответственно, неавиационные доходы). Современная тенденция развития аэропортов во всем мире заключается в том, что происходит перераспределение доходов в пользу именно неавиационных, что позволяет уменьшать стоимость обслуживания для авиакомпаний и в конечном итоге снижать цену авиабилета для пассажира. Если сейчас у нас пропорция авиационных и неавиационных доходов примерно 60:40, то в ближайшие пять лет мы хотим изменить ее на обратную - 40:60. Это, например, показатели, одного из самых «передовых» аэропортов в мире - Чанги в Сингапуре. То есть аэропорт, таким образом, постепенно превращается в мега-молл со своей взлетной полосой.
Еще один важный фактор - то, что большинство людей, проходящих через аэропорт, это люди с относительно высоким уровнем доходов. Особенно если речь идет о Шереметьево, ориентирующемся на регулярные международные перевозки. То есть эта аудитория очень привлекательна для продавцов различных услуг. Они готовы платить высокие арендные платежи в расчете на то, что пассажиры проведут у них время перед полетом - перекусят или купят подарки. Специальные исследования показали, что многие люди, особенно женщины, снимают стресс (в том числе перед полетом) с помощью шопинга.
Но заработать денег на аренде для нас отнюдь не самоцель. Я хорошо понимаю, что аэропорт - это все-таки не молл. Принципиальная разница в том, что если молл не смог удовлетворить покупателя, он сможет перейти дорогу и пойти в другой молл. Задача аэропорта в любом случае обеспечить удовлетворение насущных потребностей пассажира, в том числе и с помощью услуг арендаторов. Поэтому, например, в молле может почему-то не оказаться аптеки или отделения банка, а в терминале аэропорта они будут присутствовать обязательно. Минимальный набор платных услуг для пассажиров, кстати, определен требованиями международной организации ICAO. Кроме того наша задача - сделать так, чтобы пассажир мог получить сервис в различном ценовом диапазоне. Если речь идет о питании, то в терминале должны существовать рядом и фаст-фуд, и рестораны средней и высокой ценовой категории. В Терминале F (бывший Ш-2) одновременно работают и «Крошка-Картошка», и «TGI Fridays», и ресторан «Лайнер». Кстати, в наших условиях прописано, что арендаторы не должны превышать цены больше чем на 30% по сравнению с «городскими». Это стандартный пункт, действующий во всем мире. Нужно сказать, что некоторые «сознательные» рестораны цены не задирают - например, в «TGI Fridays» цены точно такие же, как и в других ресторанах этой сети.
Конкуренция за наши площади очень высока. Но в наших «старых» терминалах, обустраивавшихся во многом стихийно, с большинством арендаторов очень давно заключены долгосрочные договоры на много лет вперед, изменять условия которых мы не вправе. Помните историю с Макдональдсом на Тверской, который до сих пор платит 1 рубль аренды за квадратный метр… Соответственно, новые кафе и магазины на этих площадях могут появиться только, если нынешние арендаторы сами уйдут от нас по каким-то причинам. При этом количество площадей в терминале, которые аэропорт может сдать в аренду, ограничено тем, что должно быть достаточно места для комфортного обслуживания пассажиров во время регистрации и других предполетных процедур.
А вот в новом терминале Е мы еще при строительстве разработали специальную стратегию арендуемых площадей. В рамках стратегии - наиболее рациональное распределение площадей, удобное для пассажиров. Кроме того, обязали участников, которые претендовали на эти площади, реализовать в терминале восемь различных ресторанных концепций также в диапазоне от фаст-фуда до премиума. И на эти площади провели открытый конкурс. Оказалось, что далеко не все готовы соответствовать нашим условиям - именно поэтому мы были бы рады, но пока не получается посотрудничать с такими известными брендами, как Макдональдс или Subway, о которых меня много спрашивали в комментариях. Надеюсь, что это вопрос времени.