Jul 06, 2018 09:34
Прочитал книгу Е.Коути "Недобрая старая Англия" о теневых сторонах жизни викторианской эпохи, которые, пожалуй, находили освещение только у Диккенса, да и то в очень умеренных дозах, чтобы не слишком расстраивать читателей. Здесь также неприглядные моменты Англии 19-го века (жизнь бедняков, преступность, и т.п.) даны приглушёнными красками, но, в общем-то, впечатляет и это (даже меня, неплохо знающего это время). Книга написана хорошим, лёгким языком - иногда, правда, кажется, что чересчур лёгким для такой тяжёлой темы. Какого-то фундаментального научного исследования здесь ждать не стоит - некоторые части скорее напоминают сборник эссе. Подробно описываются различные процессы, особо скандальные и возмутительные случаи, будоражившие общество полтора-два века назад.
А ещё я окончательно понял, что вызывает у меня омерзение у британской, англосаксонский цивилизации: абсолютизация закона вне связи с моралью, нравственностью, справедливостью. Любая мерзость может твориться безнаказанно и даже без серьёзного общественного осуждения, если она совершается в соответствии с законом. Не закон для людей, а люди для законов и для тех, кто их контролирует - сами же законы настолько запутаны, что это приводит к появлению особой касты, которая вертит ими, как хочет...
Для меня тема викторианской Англии близка - я очень люблю литературу того времени (Диккенса так вообще не раз прочёл от корки до корки - любимый писатель) и о том времени. О "скелетах в шкафах" же за добропорядочными фасадами стал по-настоящему задумываться относительно недавно. В частности, чтобы понять, какой ценой обеспечивалось благополучие всевозможных Пиквиков, очень полезно почитать соответствующие главы "Капитала" о положении английских рабочих 19-го века и, особенно, работающих детей. Если какой-нибудь Пиквик об этом ещё мог просто не задумываться, то уж преуспевающие братья Чирибл, несмотря на всю свою доброту, наверняка всё понимали. Но не о Диккенсе сейчас речь... В конце концов, читая русскую литературу 19-го века, мы тоже редко задумываемся о том, что было фундаментом благополучия различных "дворянских гнёзд". В классовом обществе это неизбежно: бросается в глаза верхушка, фасад, как в петербургских домах, а что там во дворе - мало кого интересует, если волею судьбы не оказываешься там сам.
Диккенс,
капитализм,
история,
книга,
законы