Флорентийское ЭТОСАМОЕ ;)

Dec 08, 2012 00:01

Флорентийского этогосамого у меня минумум минимальный. Объектов эдак семь разной степени привлекательности пролетели мимо меня со свистом (или это я мимо них? как фанера... над Флоренцией). Поскольку на это дело время у нас выделяется по принципу "если что останется", выбор был невелик: или я иду смотреть, что понастроили во Флоренции в 1930-е и дохну где-нибудь на обратном пути, не дойдя до отеля, или забиваю на это и живая еду в Предаппио, Латину и Сабаудию. Я, понятно, выбрала второй вариант.

Но Флоренция обладает двумя эталонными образцами интересующей меня архитектуры, и их миновать я не могла. Впрочем, один из них чисто физически никто, во Флоренцию поездом приезжающий, миновать не может, что сильно облегчало задачу :).
Да, я, помнится, кое-кому обещала рельеф, повествующий о крепкой мужской дружбе? :)))
Прошу! (Подробности ниже).



Объект первый.
Здание табачной фабрики и её досуговый центр. 1933-1940. Удивительным образом имя архитектора точно неизвестно - проект разрабатывался в бюро Госмонополии, известно, кто занимался непосредственно строительством, есть предположения о том, кто автор проекта, но подтверждения - чертежа с подписью архитектора - нету :(



Это её главный вход.












Здание хитро изгибается вдоль улицы Кашине.






На заднем плане видно башню досугового центра.



А вот и он, родимый.






Сегодня здесь квартирует театр Пуччини.



У его дверей и находится тот самый развесёлый рельеф.















Ну и ещё кусочек.



На самом деле это большой комплекс зданий, увы, пустующий уже больше 10 лет. После того, как закрылась собственно табачная фабрика, городские власти всё не могут решить, что делать с местным памятником архитектуры XX века :( Несколько помещений сданы в аренду организациям, остальное - натуральный заброс, обнесённый забором (одна контора пять лет что-то там хотела делать, видимо, не дождалась никаких отмашек от властей, плюнула и продала свою долю... нормальный бардак по-итальянски :(последний раз флорентийские активисты устраивали сборище, посвящённое судьбе комплекса, кажется, 23 ноября, что решили - не знаю).



Объект номер два... Нет, граждане, он как раз и есть самый настоящий номер один (причём не только в масштабах Флоренции). Известнейшая и одна из лучших итальянских построек 1930-х - вокзал Санта-Мария-Новелла.
К моему глубокому сожалению, эти х...озяйственные итальянцы, которые вечно что-то ремонтируют, поставили перед ним забор, это раз. А два - все предъявляемые вам фрагменты вокзала - алкофото глубокого погружения :)



Конкурс на строительство нового флорентийского вокзала выиграла в 1932 году "Тосканская группа" архитекторов в составе Нелло Барони, Пьерникколо Берарди, Итало Гамберини, Санте Гуарньери, Леонардо Лузанны во главе с Джованни Микелуччи.






Электронные часы, которые не вписались в кадр слева, - аутентичные, дизайн Н. Барони.






Помещение билетных касс. Когда-то здесь было спланировано всё, включая скамейки. Они, увы, до нас не дошли, стоят современные креслица.






Старое табло оставлено как память.



Новое, рабочее - на другой стене, над выходом в главную галерею.



Главная галерея вокзала с выходом на перроны и ярким полом с полосами из белого и красного мрамора мало изменилась (а фреска на дальней стене современная, шесть лет назад один художник любимому городу подарил).



Вот такой была галерея раньше, без всяких современных штук (там сейчас автоматы по продаже билетов, газетные киоски и прочие прелести цивилизации).



Вход в билетные кассы с вокзала.



И надписи, и виды итальянских городов вдоль галереи сохранились нетронутыми.



И на перронах кое-где сохранились (тут, увы, не видно) крутые по тем временам подставки под багаж и сиденья, крепящиеся к колоннам. Коллектив авторов продумал всё до мелочей.



Сбоку у вокзала есть отдельная пристройка - королевский павильон. Как следует из названия, построен для приездов на вокзал короля. Обычно говорят, что архитектор Микелуччи, но это тоже, по всей видимости, продукт коллективного творчества.



Скульптурная группа "Арно и его долина", автор Итало Гризелли.



Как водится, павильон тоже в лесах, внутрь не попасть :( Разве что по перрону с его стороны побродить...



Это виден он же со стороны выхода с вокзала.



Ещё один офигительный вокзальный объект - теплоцентраль и главный стрелочный пост. Архитектор А. Маццони.



Это вид на него с перронов, то есть сзади, - передом он выходит в боковые улицы, до которых я не доползла...






Санта-Мария-Новелла великолепна именно как вокзал, там всё очень рационально и функционально спланировано. Поэтому он практически не подвергался перестройкам и изменениям - пристроили разве подземный переход с торговой галереей; зал ожидания переоборудовали вот, приспособили внутренние помещения под современные нужды (при этом, как я понимаю, перепланировки не производили - разместили в готовых помещениях). Это вокзал, хорошо справляющийся с большой нагрузкой.
Но нельзя сказать, что в своё время смелый проект пришёлся по душе всем современникам - у "абстрактной архитектуры" были ярые противники. Даже в парламенте орали и обзывали постройку нехорошими словами (да, вот прямо так - орали на заседании и обзывали типа ублюдочной конструкцией). А потом архитекторов пригласил Муссолини, выразил им одобрение и сказал, чтоб они не обращали внимания, что флорентийский вокзал прекрасен и народу понравится. Народу и правда понравилось, и до сих пор нравится. Но Муссолини, видимо, нужные люди (полагаю, одна конкретная нужная дама в частности :)) объяснили, что вокзал хорош, потому что Санта-Мария-Новелла - тот редкий случай, когда дуче лично не приезжал на место строительства и за работами не следил. Якобы оказалось, что вокзал сверху похож на ликторский пучок :) Архитекторы уверяли, что это вышло случайно, и так, похоже, и было.
Сверху совсем я вам его не покажу, покажу с Собора ;)



Ну и, коль скоро у меня нормальной фотографии вокзала нету, вот старая.



А это фото макета, сделанное, видимо, перед постройкой.



В принципе, на этом можно было и остановиться. Но раз ещё немного мелочей под руку подвернулось...
Вот выходишь ты с той Санта-Мария-Новеллы, и упираешься взором в необъятных размеров дуру кирпичную!






Это здание INA, 1940, архитектор Уго Джованноцци (он страховой компании настроил зданий ещё в Риме, Турине и Ливорно).



Оно действительно огромное. Ну правильно - самой большой страховой компании Италии - самое большое здание в квартале...



Чтобы было видно, какое - вот оно целиком на старом фото.



Увы, на том старом фото не видно деталей, а мне, например, интересно, не было ли чего у входов, вот тут, где сейчас одинокий штырь торчит.



Поскольку у второго входа такой же, я подозреваю, что там что-то да было.



А сейчас там табличка - тут мне говорили недавно про "культ Шелли" в Италии - пожалуйста! "В 1819-1820 годах здесь, на бывшей улице Вальфонда, Перси Биши Шелли работал над "Особождённым Прометеем" и сочинил "Оду Западному ветру"" (ну вот, мы теперь знаем, где он её придумал и где написал. Реальный комментарий в картинках :))



С другой стороны площади ещё одно здание. Это казармы полицейской школы. Учебное заведение было тут и раньше, ему принадлежит часть бывших монастырских помещений. там внутри места больше, чем кажется снаружи. Казармы перестраивались неоднократно. Это конкретно здание, выходящее фасадом на станционную площадь, - 1938-1941 годы, архитекторы Аурелио Четика и Алессандро Джунтоли.









Я бы, возможно, и не стала его вообще показывать, если бы не набрела случайно в недрах интернетов на сайт флорентийских архивов, где было выложено множество материалов по этому зданию - чертежи, предварительные проекты... Потащила три документа сюда :)






Фотография макета:



А это - флорентийский фашистский дом, архитектор Раффаэлло Фаньони, торжественно открыт в апреле 1940 года, но недостроен - планировалось второе здание. Сейчас тут сидят какие-то государственные землемерные конторы. Предъявляю, ибо этих "партийных" зданий у меня теперь коллекция собирается (что неудивительно). И давайте договоримся так: вот это - Дом Фашио, они есть много где, и их я буду именовать "фашистский дом", дабы себя, собирателя фигни, дифференцировать от профессионалов, с этим работающих. И прошу не путать с "фашистской дурой"! Этим словосочетанием мы второй год уж привычно называем безликие масштабные сооружения, ценности для искусства не представляющие и построенные в соответствующий период. Ну всё, считай, о терминах договорились :)))



Образчик не бросающихся в глаза мелочей - здание Национальной центральной библиотеки, архитектор Чезаре Баццани. Это, хм, сооружение начали строить ещё в 1911 году, но строили долго, с перерывом на первую мировую, и закончили только в 1935-м (и это её у нас в предыдущем посте с ужасными последствиями затапливало, ибо стоит она на набережной и в низком месте).



Вот тогда и появились на нём всяческие специфичные статуи.



И со всех углов и стен на нас взирают милейшие путти с ликторскими пучками на щитах.



Да-да, добрые фашистские ангелочки :))) Смотрите, как бы топором не тяпнули.



На этом могло бы быть уж действительно всё (хозяйственные итальянцы укутали до состояния "совсем не видно" лесами один славный памятник, мимо которого я ходила, и вот это жаль...). Но, если есть возможность, я хотела бы сказать не только о градостроительстве, но и о градовредительстве. Во Флоренции с этим сложно - сносили её и в XIX веке бодро, и в войну разбомбили изрядно.
Но в самом историческом центре, там, куда обязательно все туристы бегут, красуется яркий пример отношения к историческому наследию.
Я не думаю, что те, кто был во Флоренции на Понте-Веккьо, этого не знают, но всяко бывает - вдруг кто-то да зафотографировал, считая, что "так и было".
Вот Понте-Веккьо на гравюре второй половины XIX века. Поглядите, какие окошки в коридоре Вазари над арками в центре.



А вот Понте-Веккьо сегодня. Смотреть туда же.



А вот он на открытке 1940-х годов (если не обманывают, я открытку по фото датировать не могу). Два боковые окна, по-видимому, закрыты ставнями, поэтому их не видно.



Он такой с 1938 года. Три громадные окна пробили (то есть расширили) специально к приезду Гитлера *не против ночи будь помянут* во Флоренцию. Просто чтобы его провести по коридору Вазари и показать вид из окна - пробили окно. Недрогнувшей рукою. Не, ну ему понравилось - классно, обалденно, всё такое (кстати, то, что Понте-Веккьо не взорвали в 1944 году - не заслуга этих окон, его не взорвали не потому, что Гитлер от них прибалдел, - спасение Понте-Веккьо - дело того, кто на месте отдавал приказ)... Коридор Вазари на самом видном месте изуродован.
Флорентийцы не жалуются. Они говорят - у нас на мосту большие панорамные окна, из которых открывается восхитительный вид... Не могу ничего сказать - я не была внутри (хотя теперь в коридор опять пускают; те, кто был, говорят, что там великолепно). Но что им ещё остаётся - окна-уроды теперь часть привычного флорентийского пезажа.


Италия, Флоренция, путешествия

Previous post Next post
Up