В связи с событиями, произошедшими 22-23 февраля 2011 года, считаю необходимым свои соображения о правовом положении рассматриваемого земельного участка по улицам Репина - Зоологическая высказать немедленно, сегодня 24.02.2011.
В архитектуре и в строительстве многое скрыто в тиши кабинетов. Но, рано или поздно, все тайное становится явным и бесполезно прятаться от общественности, ожидать, что все рассосется.
"Спектакль", который мы сейчас наблюдаем по «освоению» земельного участка по улицам Репина - Зоологическая, был задуман давно.
У него, без сомнения, была богатая предыстория, начавшаяся в далекие советские времена попыткой строительства нового Свердловского зоопарка, и оживившаяся в последние годы, о чем свидетельствует имеющийся в наличии кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 6664160304032633 площадью 52356 кв.м., окруженный несколькими другими обозначенными на плане земельными участками. Появление крупного застройщика, наименование которого по имеющимся документам пока трудно установить, способного противостоять протесту граждан, соблазн сбагрить ему чохом всю территорию, несомненно, устраивала всех участников "спектакля" от Администрации города.
Не слишком ли резко? Так можно договориться и до злоупотребления этими участниками должностными полномочиями, до превышения ими должностных полномочий, до отягощения дела действиями организованной группы лиц. Судить об этом не мне. Есть соответствующие органы государственной власти, обязанные заниматься такого рода вопросами.
Попробуем проанализировать те немногие документы, которые проявились и на сегодня известны. Их мало потому, что ведущие участники этого «спектакля» не рвутся на сцену, предпочитая отсиживаться в тиши кабинетов, защищенных милицией или обученными подразделениями охраны, и выдавать информацию по капле.
Но прежде, исходя из фактического размещения рассматриваемого земельного участка в системе Верх-Исетского района Екатеринбурга, действующих кодексов и законов РФ, правовых актов РФ и муниципального образования «Город Екатеринбург», установим правовое положение рассматриваемого земельного участка [далее по тексту - участок].
Правовая база для оценки возникшей ситуации.
При размещении здесь положений, статей, норм действующих кодексов и законов РФ, правовых актов не ставится задача проведения ЛИКБЕЗА для причастных к «освоению» земельного участка по улицам Репина - Зоологическая, для причастных к проведению организационных, исполнительских, контрольных и надзорных функций в землепользовании, в застройке территорий, в проектировании и строительстве объектов. Все причастные чиновники, проектанты, инвесторы, заказчики, застройщики, подрядчики все прекрасно понимают и знают, что нарушают законы, правовые акты, идут на это сознательно, преследуя какие-то свои личные цели.
Размещение здесь положений, статей, норм действующих кодексов и законов РФ, правовых актов преследует цель представить истинное положения дел с исполнением законодательства РФ в нашем Екатеринбурге, с нарушением конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
1. Участок между улицами Репина и Зоологическая с кадастровым номером 6664160304032633 площадью 52356 кв.м. находится в Верх-Исетском районе рядом с территорией действующего городского Широкореченского кладбища площадью 44 га, на котором погребение производится путем предания тела (останков) умершего земле.
По данным ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» (ЕМУП «КСО») Широкореченское кладбище предназначено, якобы, только для родственных захоронений. Чьи родственники там захоронены, особенно на участке, обращенном к ул. Репина, рядом с ул. Зоологической, полученном дополнительно к территории кладбища за счет переноса его ограждения, не предмет рассматриваемой темы.
2. В соответствии с пунктом 2.5.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.): «Кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам (СЗЗ) и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов».
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-защитная зона (СЗЗ) обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
3. В соответствии с пунктом 2.10 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03: «На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов».
4. В соответствии с пунктом 2.11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03: «Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры. Для предприятий II и III класса озеленение должно занимать не менее 50% территории СЗЗ с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.
5. В соответствии с пунктом 5.5 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03: «Размер санитарно-защитных зон после переноса кладбищ, а также закрытых кладбищ для новых погребений по истечении кладбищенского периода сокращать не рекомендуется».
6. (Выборка из норм). В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003, (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с учетом действующих законов об охране атмосферного воздуха, земельного, водного и другого законодательства, санитарных правил по охране атмосферного воздуха населенных мест, а также Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований.
Устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон для: предприятия первого класса - 1000 м; - предприятия второго класса - 500 м; - предприятия третьего класса - 300 м; - предприятия четвертого класса - 100 м; - предприятия пятого класса - 50 м.
Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов - по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.
7. В соответствии с пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: «Санитарная классификация предприятий … и размеры минимальных санитарно-защитных зон для них» санитарно-защитная зона 500 м (класс II) устанавливается, для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га.» («Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается»).
8. В соответствии с пунктом 1.2 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Екатеринбурга, утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 28 января 2003 г. N 32/3 (в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 30.12.2004 N 68/2). «обязанность по содержанию и сохранности зеленых насаждений возлагается: … На территориях специального назначения - на руководителей организаций и предприятий, имеющих санитарно-защитные зоны, водоохранные, противопожарные и др. зоны; на территориях вдоль железных дорог, кладбищ, питомников и т.д. - на руководителей данных предприятий. …».
Этими Правилами на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" запрещалось: Самовольно вырубать деревья и кустарники, в том числе сухостойные, больные и аварийные деревья, без оформления соответствующих документов; Осуществлять на территориях, занятых зелеными насаждениями, строительство временного или постоянного характера без разрешения соответствующих органов; Текущее содержание зеленых насаждений общего пользовании возлагалось на соответствующие подразделения администрации города и администрации районов города.
9. В связи с вводом в действие изменений № 3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (редакция от 2008 года), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведен анализ выполнения данного документа, которым установлено, что натурными (лабораторными) исследованиями загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух для промышленных объектов и производств I и II классов опасности подтверждены параметры санитарно-защитных зон, полученные расчетным путем более чем в 99% случаев.
В связи с необходимостью дальнейшего упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований при установлении размеров санитарно-защитных зон кладбищ работы по оценке риска для здоровья населения не проводятся, поскольку при сопоставлении размеров и границ СЗЗ указанных объектов, полученных расчетным путем и по результатам работ по оценке риска, различий не выявлено.
10. Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ установлены виды территориальных зон, из которых следовало бы здесь назвать общественно-деловые и зоны специального назначения.
- В состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
- В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В Градостроительном кодексе не оговаривается правовое положение СЗЗ объектов зон специального назначения. Между тем, в состав объектов производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур включают и территории, занятых СЗЗ этих объектов. Это логично и должно быть распространено и на СЗЗ объектов зон специального назначения. (Смотрите ч. 8 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
11. Действующие Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» содержат серьезные нарушения.
Решение Екатеринбургской городской Думы от 28 сентября 2010 года № 61/28 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 13 ноября 2007 года № 68/48 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург»», принято в соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга от 2 сентября 2010 года № 3720 «О внесении на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу проекта решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург».
Этим Решением Екатеринбургской городской Думы, одним из самых последних документов, подписанных Чернецким А.М., в прежние Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» 2007 года (далее «Правила») внесены незаконные изменения от 23 июня 2009 года, с изложением статей 48, 48-1, 48-2, 48-3, 48-4, 48-5, 48-6, 48-7 в новой редакции.
Указанные незаконные изменения касаются установления в текстовой части Правил видов и состава территориальных зон и, прежде всего, видов и состава санитарно-защитных зон кладбищ:
Все кладбища, почему-то, отнесены к землям «Территории общего пользования (ТОП-3), не имеющей регламента, тогда, как в соответствии с частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса кладбища отнесены к зонам «специального назначения» в которые «могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах».
Для зон специального назначения в Правилах должны быть установлены регламенты. Для кладбищ и других ритуальных объектов Екатеринбургской городской Думой уже утверждены Правила их содержания. Новыми Правилами кладбища и их санитарно-защитные зоны незаконно лишены регламентов.
В прежних Правилах 2007 года в статье 50 имелась «Карта санитарно-защитных зон территории муниципального образования «город Екатеринбург»». На ней были отображены санитарно-защитные зоны предприятий, определенные проектами санитарно-защитных зон, согласованными с Территориальным управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, получившими положительные заключения государственной экологической экспертизы.
Из новых Правил карта СЗЗ незаконно исключена, что позволило незаконно отнести территорию специального назначения СЗЗ Широкореченского кладбища к территориальной зоне Ц-2, т.е. зоне обслуживания и деловой активности местного значения предназначенной «для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения», с Основными видами разрешенного использования недвижимости по новым правилам: административные и офисные здания, финансово-кредитные учреждения, объекты медицинского и фармацевтического обслуживания, учреждения высшего и среднего специального образования, гостиницы, объекты культуры, искусства, объекты бытового обслуживания, объекты досуга, объекты торговли, предприятия общественного питания, объекты связи, спортивные сооружения, детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы общеобразовательные и специального образования, многоквартирные дома смешанного использования с квартирами на верхних этажах, площадки детские, спортивные, хозяйственные, для отдыха».
Странное дело, с помощью Главы города Чернецкого А.М., затем Главы Администрации города Якоба А.Э. , его заместителя Крицкого В.П. в СЗЗ Широкореченского кладбища, в которой прямой государственной нормой запрещено любое строительство, кроме культовых и ритуальных объектов, какая-то коммерческая организация начинает строительство неразрешенного нормами строительства, Администрация города, не жалея себя ей помогает, а все надзорные и контрольные организации в нарушение своих обязанностей принимают это как должное, отмахиваясь от протестующих горожан.
И еще. Нарушения руководителями Администрации города повторяются систематически, как минимум, в течение двух десятилетий. Они уже настолько уверовали в свою безнаказанность, что, в открытую, занимаются пособничеством незаконному строительству. Законный вопрос, - а во имя чего?
Парк Хаус построен в СЗЗ промышленного предприятия. Окраины парка Блюхера застроены жилыми домами [бывшее Лютеранское кладбище]. Уголовное дело, возбужденное Прокуратурой Кировского района под давлением Администрации города было прекращено. Со стороны детской областной больницы № 1 на границе Широкореченского кладбища построен 10-этажный жилой дом со встроенными офисами организаций, гостиницей.
Считаю необходимым не только прекратить дальнейшее нарушение законодательства РФ при застройке города. Администрация города должна провести проверку санитарно-гигиенических условий по всем СЗЗ муниципальных объектов города.
На основании вышеизложенного легко установить, что рассматриваемый земельный участок, определенный Администрацией города Екатеринбург под строительство нового торгового центра, находится в пределах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) шириной 500 метров от границ действующего городского Широкореченского кладбища площадью 44 га. В соответствии с санитарногигиеническими нормами в СЗЗ кладбища второго класса, каким является Широкореченское кладбище, строительство любого объекта, не связанного с обслуживанием кладбища, за исключением культовых и обрядовых объектов, запрещено.
Вывод:
Действия Главы Администрации Муниципального образования «Город Екатеринбург» Якоба А.Э., его заместителя Крицкого В.П., незаконны, нарушают права граждан города, установленные Федеральным законом РФ от 12 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [в ред. до 2008 года], направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.