Раз в год, в концe зимы, ровно в три часа тридцать три минуты под утро город Базель погружается во кромешную тьму. Под глухие звуки тамтамов и бубнов из домов, парадных, подворотен и проходных дворов на улицы и переулки города, пританцовывая, медленно выползают ряженные в масках. Только они излучают слабый свет от небольших фонариков, установленных у каждого на макушке. Ряженные сливаются в живые ручейки, потом в реки и вот уже ими заполнены все улицы. Впереди групп, одетых в одинаковую карнавальную одежду - по-базельски «шаривари», движутся ярко освещенные декорации, изображая тот или иной сюжет из повседневной жизни - лейтмотив карнавала этого года.
По тротуарам не пройти от обилия зрителей. Они, словно в театре, наблюдают представление под названием «Розенмонтаг». Так начинается известный на весь мир базельский карнавал. Как в настоящем театре - фотографирование (в столь раннее утро) запрещено. Ряженные в масках, с узкими прорезями для глаз и так, в полумраке слабо светящихся на их головах фонариках, видят плохо. А вспышки камер могут ослепить. Как в настоящем театре - «вход» на спектакль - платный. Карнавальный комитет, созданный в 1911 году, выпускает жетоны - «блакетти» по-базельски, разного достоинства, сбор от которых поступает в фонд оформления декораций, костюмов и масок.
Ровно 72 часа будут свистеть трубы и флейты, играть духовые оркестры, будут открыты сутки напролет кафе, рестораны и «кнайпы»-пивные. В них традиционно подаются мучной суп c луковыми или сырными лепешками - обычной пищей средневековых горожан. Ровно в 3:33 утра в четверг все стихнет. И начнется сорокадневный предпасхальный Великий пост. А пока группы ряженных или «клика», как называют их на базельско-немецком, устраивают знаменитый «умцуг» - карнавальный парад. В отличие от не менее известных подобных мероприятий в Кельне или Майнце, базельский «умцуг» не начинается в точке «А», чтобы закончиться в точке «Б», а движется двумя кольцами - одним - внешним, другим - внутренним, бесконечными кругами по центральным улицам города.
Исторически Базель всегда славился своей неординарностью. Племена гельветов выбрали окрестности этого города своей столицей, затем отсюда же римляне управляли Галлией, после этого Габсбурги создали тут, на границе с Францией, свой форпост, а последние, получив над кантоном влияние, способствовали образованию Конфедерации. Но всегда город оставался под контролем недремлющего ока католической церкви. Даже после Реформации церкви в 16 веке, когда уже было принято решение прерывать Великий пост по воскресеньям, базельский епископат решает иначе и сорок дней поста так и остаются непрерывными. Вот почему местные протестанты празднуют начало Великого поста на неделю позже собратьев-католиков. И, как следствие, их карнавал, посвященный этому событию, заканчивается не в «Пепельную среду», а начинается в «Розовый понедельник». Аналогия этому событию в православном мире это - не что иное, как наша «масленница» - веселый праздник перед Великим постом, с уличными шествиями и гуляньями.
В южно-германском городе Фрайбург, что в шестидесяти километрах севернее от Базеля, тот же карнавал начинается со штурма ряженными городской ратуши. Бургомистр знает, что долго выдержать «осаду» его подчиненные не смогут. Поэтому вскоре, под одобрительные возгласы нападающих, бургомистр, стоя на балконе второго этажa, капитулирует, передавая ключи от города главному ряженному этого сезона - «оберцунфтмайстеру». На площади перед ратушей карнавальщики устанавливают голый ствол украшенной цветными лоскутами свежесрубленной ели и лишь c хвойной макушкой поверху.
С этого момента карнавал считается открытым. На субботу и воскресенье город отдан на «разграбление» ряженным. В понедельник, ровно в 14:11 начинается парад ряженных. По традиции и зрителям приготовлена своя порция удовольствия. Быть осыпанным разноцветными конфетти, а затем одаренным леденцами, сладостями и цветами - участь зрителей, и это - малая толика того, что позволено делать во время карнавала ряженным.
Оба города окружают горные массивы: Базель - Юрские горы, а Фрайбург - Шварцвальд. С раннего средневековье они служили людям источником добычи железа, серебра и цветных металлов. Немецкие саги повествуют о том, что именно в этих местах жили гномы-волшебники, владевшие всеми богатствами этих горных массивов.
Если же из Фрайбурга перебраться на левый берег Рейна, то можно попасть в царство эльзасских ведьм - это самый известный средневековый персонаж здешних мест. Ряженные и шуты северных кантонов Конфедерации, гномы Шварцвальда и вогезские ведьмы - все они говорили в прошлом и говорят сегодня на языках, родственных германскому, в основе которого лежит романская матрица. И, хотя наречия и произношение отличаются - тем не менее, население этого треугольника трех стран хорошо понимает друг друга. Ведь когда-то давно эти земли, переходя из рук в руки герцогов, епископов или королей, порой надолго совместно управлялись их властью. А мистика, отраженная в легендах этой местности - между Вогезами на западе, Шварцвальдом на востоке и Юрскими горами на юге - так и осталась неразгаданной.
Неудивительно, что средневековые алхимики облюбовали здешние места. Одним из них был появившийся тут в начале шестнадцатого века Иоханн Георг Фауст. Лекарь, предсказатель, алхимик, астролог и, как гласила молва - колдун. В городке Штауфен, на полпути от Фрайбурга к Базелю, в номере небольшой гостиницы, расположенной прямо против местной ратуши, однажды осенью, глубокой ночью произошли странные события.
Постояльцы и хозяин гостиницы потом утверждали, что из номера, где остановился чернокнижник Фауст, всю ночь были слышны крики, топот и звуки падающей мебели. С рассветом, набравшись смелости, прислуга заведения осмелилась заглянуть за дверь. Несчастный постоялец был мертв. Горожане Штауфена до сих пор уверены, что Фауст в свое время заключил сделку с дьяволом, чтобы познать секреты превращения золота из серебра, а, может, и тайны вселенской астрологии. Но что-то пошло не так и, возможно, не выполнив свою часть договора, Фауст был лишен дьяволом жизни, а душа его за это отправилась в ад.
Сегодня долина реки Рейна в его верховьях - это динамично развивающаяся область, известная, в первую очередь, разработками в области медицинского приборостроения, оптоэлектроники и биотехнологиями. Традиции прошлого позволяют переосмыслить опыт, накопленный поколениями, и, отталкиваясь от него, дать людям то полезное, в чем нуждается сегодня современное общество.
***
Сказка ведь, не правда ли? В сказку, как правило, попасть не просто, но мы знаем тайные тропинки.
Окунитесь в волшебство вместе с Виктором Панжиным!