Введение
Расстройство аутистического спектра (РАС) сопровождается трудностями с социальным взаимодействием и коммуникацией, стереотипными или повторяющимися поведением и интересами, сенсорными проблемами и могут оказывать сильное влияние на трудоустройство и продуктивность на рабочем месте. Однако в некоторых случаях его можно рассматривать как специфический стиль мышления со своими преимуществами и недостатками. Примеры преимуществ:
- Повышенный уровень аутичных черт среди одарённых детей, включая высокий процент РАС [1]
- Повышенный уровень аутичных черт среди студентов естественнонаучных специальностей и математиков [2].
- Возможная связь между аутизмом и математическими способностями [3].
- Пример использования сильных сторон восприятия и мышления аутичных людей в армии Израиля для анализа спутниковых карт [4].
Однако даже в Европе и США, где история помощи людям с РАС намного длиннее, чем в России, процент безработных среди аутичных людей составляет около 85%. Одна из важнейших причин такой ситуации - недостаток понимания особенностей РАС как работодателями, так и аутичными работниками.
Это руководство посвящено главным образом трудоустройству людей с так называемым высокофункциональным аутизмом, также известным как синдром Аспергера (СА/ВФА). Эта форма РАС характеризуется нормальным или высоким интеллектом, способностью свободно пользоваться устной речью, а также осознанием своего состояния и проблем.
Данное руководство состоит из следующих четырёх частей, каждая из которых содержит короткое объяснение сути проблемы и инструкции как для работодателя, так и для работника:
- Сенсорные проблемы
- Социальное взаимодействие и коммуникация
- Навыки планирования
- Управление эмоциями
Библиография
[1] Ruthsatza J. et al. // Intelligence, 2012, 40(5), 419-426;
http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2012.06.002 [2] Baron-Cohen S. et al. // J. Autism Dev. Disorders, 2001, 31(1), 5-17;
https://dx.doi.org/10.1023%2FA%3A1005653411471 [3] Baron-Cohen S. et al. // PLoS ONE, 2014, 9(5), e96374,
http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0096374 [4]
https://www.autismspeaks.org/blog/2016/01/13/israeli-military-utilizing-talents-young-people-autism (Israeli military utilizing talents of young people with autism).
Сенсорные проблемы
У аутичных людей часто есть сенсорные проблемы, т.е. гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам: свету, звукам, запахам, прикосновениях и т.п. Это может вызывать проблемы на рабочем месте. Наиболее типичные проблемы:
- Сложности с восприятием речи в шумной среде даже если фоновый шум тихий.
- Сенсорная перегрузка из-за гиперчувствительности: потеря концентрации, дереализация/деперсонализация, фрагментарное восприятие, потеря ориентации в пространстве, «отключка» и тому подобное.
Для работодателя и коллег
- Обеспечьте мягкое освещение, избегайте мерцающего света (например, от ламп дневного света или светодиодов без электронного балласта), лампы накаливания предпочтительнее.
- Чистое и тихое рабочее место (без запахов, фонового шума и т.д.).
- Примеры отвлекающих звуков: разговоры (особенно несколько одновременно), тиканье часов, гул трансформаторов и т.п.
- Во многих случаях решение проблемы может быть простым и не требовать изменений окружающей среды целиком. Например, можно использовать беруши, наушники, очки, шляпы, местное освещение.
Помните, что обеспечение сенсорно благоприятного места для людей с синдромом Аспергера может также принести пользу и неаутичным людям.
В случае тяжелой сенсорной перегрузки человек может закрывать свои глаза и/или уши, смотреть в пол, делать повторяющиеся движения, выглядеть «отсутствующим» или «потерявшимся». Уберите доставляющие беспокойство стимулы, если это невозможно - помогите уйти в тихое место, но не прикасайтесь к человеку без разрешения.
Для работника
- Осознавайте свои сенсорные проблемы и будьте готовы объяснить их другим людям в простой и доступной форме.
- Сенсорные перегрузки могут иметь не только «классический» вид с «отключкой» и/или сильными искажениями восприятия, но и быть менее явными. И проявляться как пониженная способность к пониманию речи, ощущение «каши» из звуков, дереализация/деперсонализация.
- Избегайте сенсорных «отключек» и нервных срывов (мелтдаунов). Лучше выйти в тихое место на какое-то время, чем устроить мелтдаун прямо на рабочем месте.
- Локальные изменения среды предпочтительнее глобальных: например, беруши или наушники предпочтительнее изменения всего офиса.
- Соблюдайте гигиену, особенно в случае ослабленного обоняния.
Социальное взаимодействие и коммуникация
У аутичных людей есть сложности с пониманием тонкостей социальных ситуаций. Как правило, они могут понять простую невербальную коммуникацию вроде явного выражения гнева, страха, радости, но при этом имеют сложности с более тонкими ситуациями вроде сарказма, намёков, особенностями настроения другого человека.
Непрямая коммуникация (особенно с использованием тонких невербальных сигналов) трудна для понимания аутичными людьми, прямая и ясная коммуникация предпочтительнее.
Для работодателя и коллег
- Говорите, что думаете и думайте, что говорите.
- Не полагайтесь на невербалику, переносный смысл и не высказанные вслух эмоции при общении с аутичными людьми, особенно в ответственных случаях.
- Используйте явные правила вместо неписанных. Хорошей практикой является наличие письменного и/или визуального руководства для каждого рабочего места. Также могут быть полезными вводные тренинги.
- Используйте письменные и/или визуальные инструкции вместо длинных устных указаний.
- Помните, что у аутичных людей могут быть проблемы с контролем громкости своего голоса и расстояния до других людей. Явно говорите им об этом в критичных случаях.
- Будьте терпимы к атипичной («странной») невербальной коммуникации вроде необычного взгляда, повторяющихся движений тела (т.н. стимминг), необычного «языка тела» и тона голоса.
- Будьте очень осторожны в истолковании эмоций аутичных людей по невербальным признакам: они могут быть необычными.
Для работника
- Старайтесь контролировать громкость своего голоса и расстояние до других людей.
- По возможности используйте взгляд и позу тела для простой невербальной коммуникации: привлечения внимания, указания на что-то, ориентации корпуса и взгляда на собеседника.
- Заменяйте более видимые формы стимминга на менее видимые. Его формы с размашистыми движениями и издаванием звуков могут отвлекать Ваших коллег!
- Развивайте навыки запроса разъяснений в случае длинных и/или неточных словесных указаний. Составляйте структурированные заметки в ходе этого процесса. Помните, что такой диалог может быть взаимовыгоден как для Вас, так и для Вашего руководителя.
Навыки планирования
У аутичных людей очень распространены проблемы с навыками планирования (или с т.н. исполнительной функцией) и самоорганизацией. Они склонны к проблемам планирования сложных действий, состоящих из множества малых и взаимосвязанных этапов, а также с многозадачностью. Однако этот стиль мышления также связан с повышенной склонностью к сильной концентрации на одной задаче и выраженной потребностью в постоянстве и предсказуемости, что может быть и преимуществом.
Для работодателя и коллег
- Будьте четкими в распределении рабочих заданий, т.е. планах, ожиданиях, ответственности, крайних сроках.
- Используйте расписания с промежуточными датами и крайними сроками.
- Старайтесь не требовать многозадачности от аутичного человека.
- Объяснения «от частного к общему» обычно лучше, чем «от общего к частному».
- Заранее предупреждайте об изменениях в рабочем распорядке и процедурах.
Для работника
- Пользуйтесь инструментами для улучшения своих навыков самоорганизации: электронные или бумажные органайзеры, расписания и т.п. Выбор конкретного инструмента зависит от Ваших предпочтений.
- Избегайте взятия ответственности за множество малых проектов. Меньшее количество более крупных проектов предпочтительнее.
- Помните, что проекты, требующие интенсивного взаимодействия с другими людьми могут быть сложными для планирования из-за того, что люди могут быть непредсказуемыми.
- Следите за своей тревогой: сильная тревога разрушает навыки планирования.
Управление эмоциями
Аутичные люди могут казаться неэмоциональными или даже роботоподобными. Однако это ложное впечатление: аутичные люди могут быть даже более эмоциональны, чем неаутичные, особенно если речь идёт о тревожности. Для людей с СА/ВФА характерны проблемы с осознанием, пониманием и выражением собственных эмоций (т.н. алекситимия). Эти особенности делают аутичных людей более подверженным стрессу и неожиданным аффективным вспышкам.
Для работодателя и коллег
- Избегайте создания стрессовых ситуаций, оказания давления.
- Помните, что даже высокий уровень тревожности или гнева у аутичного человека может не отражаться на лице или тоне голоса. Экстремальный уровень стресса может вызвать так называемый мелтдаун - плохо управляемый выброс эмоций (обычно гнева или страха).
- Если мелтдаун начался на рабочем месте - не пытайтесь общаться с человеком и ждите окончания мелтдауна. Пресекайте опасное поведение (нападение на других людей, самоповреждения, разрушение мебели и т.п.).
- Помните, что человек в мелтдауне часто обладает пониженной чувствительностью к боли и повышенной физической силой.
Для работника
- Развивайте осознание и понимание своих эмоций. Пользуйтесь специальными инструментами и психотерапией. Это поможет управлять тревогой, гневом и повысит Вашу производительность.
- Всеми возможными способами избегайте мелтдаунов: распознавайте эмоциональные проблемы на более ранних стадиях, уходите в тихое место, если мелтдаун близко.
- Если мелтдауна невозможно избежать, попытайтесь уйти в такое место, где он будет как можно менее видимым и разрушительным.
Базовые эмоции: страх, гнев, грусть, радость, удивление, отвращение. Используйте следующую цветную шкалу из 5 пунктов для регулирования базовых эмоций:
Заключение
Данное руководство написано людьми с аутизмом, в том числе с синдромом Аспергера, на основании как личного рабочего опыта, так и с учётом разносторонних личных историй трудоустройства людей с РАС. Надеемся, что данный материал поможет работодателям и работникам сделать рабочий процесс продуктивным, инклюзивным и взаимовыгодным.