Dec 02, 2014 17:33
Из интервью радиостанции "Эхо Москвы"
Когда у нас на разных программах говорят, что доллар начал падать, когда цифры в другую сторону бегут, то это, конечно, неправильная интерпретация. Все происходит только с рублем.
Валюты между собой, евро и доллар примерно в паритете находятся, которые сейчас 1,25, когда-то был 1,35, но это все очень плавные вещи, связанные с фундаментальными факторами экономического роста или стагнации, которые последние годы существуют у тех, кто эмитирует эти важные резервные валюты.
В России, которая эмитирует свою валюту - рубль, конечно, ситуация другая.
Фундаментальные факторы ужасные. Это отсутствие роста экономики, отсутствие роста промышленного производства, в частности, и другие вещи, такие как давление на бизнес, отсутствие конкуренции (она убита полностью), и полная фактическая привязка экономики к цене на нефть.
Модель "капитализм для своих друзей", которая существовала последние 10 лет, она лопнула. Уже больше она не производит никакого роста, даже просто постоянства, даже стагнации. Уже мы пошли в рецессию, то есть в спад экономики, и уже на следующий год есть прогнозы даже российских экспертов, не говоря о западных, что у нас может быть процента два минус рост ВВП, а может даже и больше.
Происходящее сегодня в экономике - это неизбежная ситуация. Об этом мы говорим последние несколько лет, это не связано напрямую с проблемами Крыма, агрессией против Украины.
Последние 10 лет не проводилось никаких реформ, а реформы России очень сильно нужны. Более того, реформы, начатые нашим правительством, многие из них были остановлены. И сейчас некоторые из них даже пускают вспять. Например, налоговая реформа.
Благодаря той реформе сегодня госфинансы ещё находятся в нормальном состоянии. Экономика не работает, но госфинансы более-менее в нормальном состоянии.
Поэтому эта модель должна была неизбежно привести к тому, к чему мы пришли. Но гибридная война с Украиной, и в этой связи общая психологическая ситуация вокруг России, я имею в виду в умах инвесторов, конечно, сильно ускоряет негативные процессы, плюс - секторальные санкции против путинских финансовых механизмов.
Деньги убегают, и уводят деньги не только иностранные инвесторы, но и российские. Поэтому фактора экономического роста такого как инвестиции нет уже больше года.
Последний год ещё теплились надежды, что внутреннее потребление, спрос населения на покупки, что они как-то будут оставаться фактором роста. Но население, уже привыкшее много покупать разных продуктов и вещей, столкнувшись с прекращением роста заработной платы, это делать прекратило. Потом краткосрочные кредиты в банках, банки с удовольствием их выдавали. Теперь мы видим, банки не выдают, более того, население не выплачивает взятые кредиты.
Среди экономистов существует консенсус в отношении того, сколько лет нынешний режим может исполнять свои обещания перед населением и, фактически, не сказать безбедно, с напряжением, но существовать.
В следующем году будет продолжение ослабления рубля. Если нефть будет стоить 70 долларов, то к концу года никаких бюджетных резервов у нас уже не будет. Сначала первые полгода, конечно, президент не разрешит расходовать резервы, поэтому фактически будет не исполняться часть расходов бюджета. Они будут выплачивать пенсии, зарплаты и все социальные выплаты, которые предусмотрены. Но не будут финансировать другие вещи, которые заложены на разные проекты. В том числе на модернизацию социальной инфраструктуры, этого не будет делаться.
Через полгода уже не будет хватать денег и на социальные выплаты. Тогда начнется расходование резервных фондов на эти цели. Но до этого нужно будет спасать друзей. "Роснефти", "Газпромбанку" и другим структурам будут розданы огромные деньги из бюджетного фонда национального благосостояния на закрытие дыр.
Так как бюджет следующего года спланирован из расчета 96 долларов за баррель, а цена уже сегодня - 70, разрыв очевиден. Дальше нужно будет что-то делать.
Что надо делать? Принимать решения: или нормализовать ситуацию и взаимоотношения с внешним миром и исполнять то, что предписывали мы в резолюциях Болотной и Сахарова декабря 2011, февраля 2012 года, а именно - свободные выборы под контролем гражданского общества, либерализация общественного пространства, политического пространства, и фактический выход на нормальные выборы в 2016 году. Но это либеральный сценарий. Другой сценарий - мобилизационный. Правозащитники говорят и о возможном переходе к репрессиям.
Поэтому в принципе вся ситуация может длиться два года. Через два года не будет уже запаса прочности у финансовой системы. Это означает, что очень скоро режим должен принять принципиальное решение.
Но главный вопрос даже не в бюджете, потому что идет девальвация, инфляция, а это означает, что в цифровом выражении, в номинальном все будет исполняться. Но для населения это уже совсем другие рубли будут.
Можно не волноваться тем людям, которые живут не в крупных городах, и где импортных товаров практически нет. В крупных же городах как раз идет потребление импортных товаров, и стиль жизни уже таков, что большое количество продуктов питания, особенно медикаментов и разных других, импортное. И конкурирующей по качеству продукции отечественной нет. Поэтому когда говорят об импортозамещении, фактически, нас призывают перейти на хлеб с картошкой, вернуться к "зеленке" и агальгину, надеть валенки и телогрейки.
В марте 2012 года Путин обозначил, что он консолидирует и всячески хочет быть хорошим для условного "уралвагонзавода", этой части общества, которая его поддерживает. И ему все равно, что происходит с другой частью общества . образованным средним классом. В этой связи, конечно, дальнейшее ухудшение ситуации и провоцируемый властью раскол общества, неизбежны.
рубль,
коллапс,
кризис,
бюджет,
Путин,
государственная политика,
Украина,
бегство капитала,
экономика,
интервью,
инвестиционный климат,
Крым,
кредиты,
нефть и газ,
народ,
инфляция,
евро,
санкции