Если вам показалось, что вы меня поняли, - значит я неправильно выразился

Dec 01, 2016 16:09



У Эрдоган-паши аккурат в конце ноября произошло очередное обострение. Мегахит «Асад должен уйти» в исполнении президента Турции, вызвал недоумение в МИД РФ. Ибо как раз сейчас в сирийской войне наступает перелом: взятие Алеппо не за горами. А турки открывают второй фронт против Асада и играют на руку европейцам и ИГИЛ. Очень интересный, а главное своевременный ход в Большой Игре.

   Нужно напомнить, что буквально перед этим фокусом, Египет выступил на стороне проасадовской антитеррористической коалиции (Сирия, Россия и Иран), послав туда войска. Египет - крупнейшее суннитское государство, и его позиция в сирийской конфликте напрочь перечеркивает все спекуляции о конфессиональном характере войны «сунниты против шиитов». Теперь утверждать, что плохие шииты воюют против хороших суннитов (или наоборот) нельзя, война имеет строго характер анти-террористической операции и точка. Можно ли приписать этот успех стараниям российской дипломатии или нет, вопрос вторичный. Главное, что Россия счастливо избежала ловушки быть втянутой в конфликт между шиитами и суннитами на стороне одной из субконфессий. Это автоматически сделало бы её врагом для всего суннитского населения планеты, включая собственное.


  Ситуация в Сирии складывается достаточно удачно: во-первых, Обама уходит, вместо Киллари президентом США будет Трамп, который умеренных джихадистов поддерживать не намерен. Во-вторых, Алеппо вот-вот падет и это будет крупнейшая победа Асада с 2011 года. Параллельно в Ираке активно давят бармалеев, велика вероятность взятия Мосула до конца года. Это лишает ИГИЛ опоры в регионе. В-третьих, подключился Египет, несмотря на дружеские отношения с саудитами, которые против Асада. Казалось бы войне скоро конец, по крайней мере острая стадия позади. Без поддержки, которую США оказывают ИГИЛ через умеренную оппозицию, сирийская и иракская армии рано или поздно вытеснят ИГИЛ за пределы своих стран или перемелят в жерновах войсковых операций. И тут Эрдоган открывает второй фронт. Главный вопрос зачем? Очевидно, что это абсолютно безнадежный ход, ситуацию он не переломит. Никакой пользы - одни проблемы. Понятно также что такой выпад портит отношения с Россией, которые с таким трудом были восстановлены. Не менее очевидно, что это никак не способствует налаживанию отношений с Европой, которые турки портят своими собственными руками, шантажируя беженцами. Равно как это не нужно и США, где Трампу нет дела до Асада. Он если и будет воевать в ближайшее время, то не с радикальным исламом в лице ИГИЛ, а с исламом вообще, и тут что Сирия, что Турция, что Иран - никакой разницы. Значит ли это, что Эрдоган сделал заявление для какой-то другой стороны конфликта? Такой стороной может быть либо Израиль, которому арабы вообще и Асад в частности поперек горла. Либо это могут быть саудовцы и катаржане, которым очень хочется проложить нефтегазопровод в Европу через Сирию.

От «израильской» версии нужно отказаться сразу, поскольку Эрдоган лично двигает планы создания независимого государства Палестина, что для Израиля категорически неприемлемо. Лучше Сирия с Асадом, чем Палестина. Занятно, что менее полугода назад Турция нормализовала отношения с Израилем, как раз накануне турецкого недоворота. Придется признать, что Эрдоган-паша потрясающе последователен в своей непоследовательности. А это означает, что с ним практически невозможно строить отношения вдолгую. Но об этом чуть позже.


  Если обсуждать версию реверанса в сторону КСА и Катара, то совершенно непонятно, зачем надо было на другой день от своих слов отказываться? Реверанс можно было сделать и в другой форме, возможностей море. Тем более, что войну против  Асада Турция не потянет, так как будет признана агрессором и на этой волне в Сирию войдут иранские войска в таком объеме, что мало не покажется. А уж как курды обрадуются, это ни в сказке сказать, ни пером описать. И никакого газопровода там никогда не будет, дураков строить что-либо в условиях боевых действий нет. Остается предположить, что это была проверка на вшивость, в первую очередь в отношении России. Нужно было понять, как она отреагирует на провокацию, причем не на дипломатическом уровне (тут все ясно), а стратегически. И, соответственно, прагматически - прогнется, утрется, задумается, включит заднюю скорость? Эрдоган дал вполне ясный сигнал, что долгосрочных отношений с Турцией у России не будет. И сделал это хоть и несколько экстравагантно, но очень доходчиво. Надеюсь наша элита услышала мессидж. «Турецкий поток» -  это не помидоры с апельсинами, это совсем другой масштаб целей и инвестиций. Думайте, господа элитарии с кем дружить.

Ближний Восток, Эрдоган, экономика, политика

Previous post Next post
Up