Абхазия . Жители с. Адзюбжа в метрических книгах и в списках документов РИ 1867-1884гг.

Jan 09, 2022 12:45

Продолжаю выкладывать списки жителей сёл Сухумского округа(Абхазии) в документах второй половины 19 века.
Материалы из оцифрованных электронных источников госархива Грузии. Село Адзюбжа ,Кодорский участок.
Больше всего материалов имеется об этой общине . Самые первые сведения из "Метрической книги с.Шуацкали(так именовали с.Адзюбжа в грузинских церковных документах в 19 веке)" за 1867год.
В документе составленном местным приходом на грузинском языке фигурируют сведения о родившихся, сочетавшихся браком и умерших в этот год . Священником Шуацкальского прихода был Г.Гегечкори, а его заместителем Г.Романов.



Наиболее часто упоминаемые фамилии - Кация (კაცია)(10чел.), Карчава(ქარჩავა)(5), Камкия(კამკია)(2),Маргания(князья)(მარღანია)(2),Чочория(ჭოჭორია)(2),Жвания(ჟვანია)(2)и др. - Сабекия(Себекия),Папаскири, Акишбая(2),Джикирба,Харчилава...
Кроме прочего , к приходу относились сс. Варче(оно упоминается как Верче(ვერჩე), Цкаба(წყაბა)по всей видимости с.Дранда, а также с.Бабушера).В Адзюбже по сведению за 1869год 2/3 населения были православного вероисповедания, примерно такой расклад был и с. Варча это было единственное село Гумской Абхазии с явным преобладанием православного населения . В Варче проживали - Карчава,Маргания,Малания,Иванбая,Весия?,Кация,Джаргалава,Себекия.
В с.Цкаба - Паразия,Пилия.
В с.Бабушера - Шария,Арахамия.
Все они представлены в единственном экземпляре.
Всего в с.Адзюбжа упомянуты 30 человек мужского пола .



იოანე. აფხაზეთის ეპარქიის სოფლის შუაწყლის მცხოვრებელი საბატონო გლეხი სელუქ ჯიგითის ძე ქარჩავა და სჯულიერი ცოლი ამისი ჩაჩა ჯიგინის ასული ორნივე მართლმადიდებლობითისა სარწმუნოებისანი არიან .
შუაწყლის პრიხოდის მღვდელმა გიორგი გეგეჭკორმა
პრიჩეტნიკის გაბრიელ რომანოვის თანა.

Иоанн . Житель села Шуацкали Апхазетской епархии, крестьянин Селук Джигитис-дзе Карчава и его законная жена Чача Джигинис-асули обоя являются православного вероисповедания.
Священник Щуацкальского прихода Гиорги Гегечкори.
Причетник Гавриил Романов.

Следующий документ датирован уже 1879 годом ,в котором указаны абхазцы адзюбжинской общины,вывезенные в Турцию годом ранее турками . Напомним, что адзюбжинская община состоящая из сс.Адзюбжа и Атара насчитывала в 1877году 390 семей, а уже год спустя осталось всего 92 семьи . Остальные бежали вместе с турецкими войсками ,опасаясь расправы со стороны наступающих русских войск . Дело в том , что во время захвата Сухум-Кале турками в 1877году, по отступавшей из города в сторону Очемчир русской армии адзюбжинские абхазы открыли огонь ,устроив засаду . Тогда русской армии чудом удалось избежать окружения. Поэтому с.Адзюбжа ,единственное равнинное село ,сильно опустевшее после войны .Однако уже к 1886 году б.ч.абхазов , покинувших село вернулась обратно с разрешения русских властей.
Так вот , в этих списках указаны более 100 семейств абхазов ,подписавших прошение об их возвращении на родину.

























В документе ,датированном 1884годом указаны фамилии и имена 92 глав семейств адзюбжинской общины . Судя по данным 1879 г. в Адзюбжинской общине включая с.Атара осталось ровно 92 семьи .Однако в этом списке всего 12 семей предположительно из с.Атара - Квициния,Абухба,Чанба .
Поэтому вероятнее всего в списке далеко не все жители не только с.Атара,но и самой Адзюбжи







Судя по этим спискам , преобладающей фамилией в селе была Кация ,затем следуют Карчава,Жвания,Габуния,Мирцхулава .К высшему сословию относились Маргания,Допуа. Есть также предствители чисто абхазских фамилий Джикирба,Акишбая,Аргун ,Агрба,Торбая (Тарба),но они представлены 1-2 дворами.Кроме этого в селе проживали эндемичные мингрельские фамилии Камкия ,Джаргалава(Джергелаа),Сабекия(Себекия),Чечерия ჭეჭერია(Чочория) .Ко всему прочему лазская фамилия Халваш.

Абхазия, этнография, история, Грузия, махаджирство .

Previous post Next post
Up