(no subject)

May 20, 2021 13:16

Скачал и читал много Харуки Мураками. Мураками - хороший писатель. У него отличный язык (читал в переводе, конечно), богатый словарный запас, он умеет описывать характеры, расставлять персонажей в книге. У него отличное чувство детали. Каждое ружьё в книгах у него стреляет.
Но. Как говорил Тирион Ланнистер, самое интересное всегда начинается после слова "но".
Мураками слишком японский писатель.

Там ну настолько много какого-то нигилизма. Экзистенциализма, не побоюсь этого слова, что читать однажды становится просто тяжело. Героям уже не хочется сопереживать, а хочется их как-то встряхнуть: треснуть им по морде, убить любимого котика, отправить служить в советскую армию.
Протагонист обычно - молодой человек, около тридцати, без детей. Отношения с противоположным полом не сложились, или не больно-то и хотелось. Увлечений, хобби, страстишек, вредных привычек, милых странностей и придурковатостей не имеет. Обычный гражданин. Настолько обычный, что аж противно. Плывущий, что называется, по течению. Любит готовить. Точнее, даже не любит, а это его отвлекает от размышлений о бессмысленности его существования.

Несмотря на общую вялость героя, автор регулярно впутывает его в какие-то сексуальные интрижки и приключения: ну, понятное дело, иначе зачем вообще книжку писать. Приключения, в основном, мистического толка. Какие-то параллельные миры, хтонические твари, гиперпереходы. Написано, повторюсь, интересно и талантливо. Если существует какая-то "магия литературы", то там оно определённо есть. Но блин.

Внезапно выяснилось, когда читал "Хроники заводной птицы", что когда-то давно я уже одолел первый том этого произведения. Только первый, потому что читал на бумаге, и в наличии был только он. Что было, то и прочитал, короче. Помню, тогда ещё подумал, что какая, мол, странная книга. Заканчивается на полуслове, буквально. Герой сидит в сухом глубоком колодце, а некая девочка наверху его троллит. И всё. Конец, точка. Тогда решил, что это книжка без сюжета, с повествованием ради повествования. Постмодерн такой, написанный загадочной японской душой. Но оказалось, что у постмодерна есть ещё два тома, и какие-то события впереди, и даже конец какой-никакой. В общем, спустя пару десятков лет дочитал книжку.

У японской души при всей своей загадочности и минорности написанной литературы хватило ума и таланта не выписывать трагические концовки. Если б не относительные хэппиэнды я бы вряд ли прочитал больше одного произведения Мураками. И так-то атмосфера на страницах довольно унылая, а если ещё "все умерли" так вообще проще повеситься после прочтения.


Previous post Next post
Up