Еще одна хорошая рецензия на фильм Спайка Ли после показа на фестивале в Торонто.
Добрый день. Меня зовут Джордан Хоффман, и я один из тех двенадцати человек на этой земле, которые не испытывают никакой особой симпатии к Майклу Джексону. У меня есть только один его альбом Off The Wall и тот, честно говоря, я занял у бывшей девушки, а потом так и не вернул назад. (Дорогая Минди Сильверсон, если ты читаешь эти строки, прости меня). К чему я это пишу: если уж фильм смог довести меня до слез (ДО СЛЕЗ!) исполнением «Man in the Mirror» - песни, услышав которую, я обычно закатываю глаза; песни, которая заставляет меня рефлекторно переключать радиостанцию в машине, - это свидетельствует о том, что фильм перед нами незаурядный.
![](http://ic.pics.livejournal.com/morinen/1290828/356666/356666_600.jpg)
На первый взгляд фильм Спайка Ли «Bad 25» не так уж отличается от стандартных передач «Clasic Albums», которые раньше показывали по VH1. Песни обсуждаются по очереди, с вкраплениями информации о том, как они были написаны и записаны, и как иногда инженеры хитрят с миксом, чтобы мы сконцентрировались на игре басиста. Однако «Bad 25» - это фильм Спайка Ли. И хотя его собственный закадровый голос слышен лишь изредка и к месту, богатство коллажа из клипов и интервью поистине достойно обсуждаемого субъекта, который называл себя Королем Поп-музыки.
Кому-то может показаться, что Thriller или ранняя эра Motown/Jackon 5 являются более интересными темами для рассмотрения, но Bad оказывается вполне благодатной почвой. Thriller, уникальный мировой культурный феномен, оставил Джексона с непосильной задачей создать к нему продолжение. Директора фирмы звукозаписи предложили артисту выпустить альбом каверов, чтобы сменить перспективу. Но вместо этого Джексон и его коллега Куинси Джонс с головой нырнули в новый материал, ища песни, которые бы представляли всевозможные музыкальные жанры, создавая альбом, который Questlove называет первым альбомом стадионной музыки, выпущенным черным артистом.
Благодаря неограниченному доступу к материалам Джексона «Bad 25» показывает, насколько глубоко певец участвовал в каждом аспекте создания альбома от написания, записи и продюсирования песен до принятия бизнес-решений. Для Джексона, конечно, альбом не ограничивался музыкой. Он включал и стиль, и хореографию, и «короткометражные фильмы», сопровождавшие каждый трек.
К Bad было создано много музыкальных видео, поэтому для документального фильма набирается достаточно интересного материала. Многие будут удивлены, вспомнив, что видео к заглавному треку было снято Мартином Скорсезе и написано Стивеном Принсом. Оба они, вместе с редактором Тельмой Шунмейкер с удовольствием подробно рассказывают о съемках. «Bad» - первый трек, который анализируется в «Bad 25» и именно в этот момент становится ясно, какого рода фильм нам предлагается посмотреть: «Bad 25» отдает дань артисту, рассказывая о его работе.
Энтузиазм Джексона очевиден в телефонных сообщениях, оставленных им для коллег, в видеозаписях репетиций, проходивших ночами, и в подробных записках самому себе в дневнике. Широкий список людей и произведений, оказавших влияние на творчество Джексона, включает и Марвина Стэплса, и Бастера Китона, и Фрэда Астера, и фильм «Третий человек». К такому артисту невозможно не испытать огромное уважение.
Но жизнь Джексона была также полна печали. Все его коллеги (знаменитые и малоизвестные) рассказывают о том, как у него не было возможности жить нормальной жизнью. Его личные странности не замалчиваются, но они поданы в контексте. Попробуете-ка потанцевать на его месте.
Ли отходит от стандартного формата интервью, когда затрагивает тему смерти Джексона. Все - а список выдающихся имен включает среди прочих Стиви Уандера, Джастина Бибера, Уилла Винтона и Грега Филлигейнса - вспоминают, как пережили этот момент. Это захватывающая картина личного горя, сборник воспоминаний на тему «где вы были, когда» - подобных историям, что люди рассказывают о дне убийства Кеннеди и 11 сентября.
Затем следует анализ «Man In The Mirror», привносящий громадный вклад в историю рождения этого важного гимна. «Bad 25» завершается живым законченным исполнением песни на стадионе Уэмбли, и клянусь, это один из самых эмоциональных моментов, что я переживал в этом году в кино.
Никому больше не интересны агиографические документальные фильмы о жизни знаменитостей. Но «Bad 25» - не такой фильм. Это одно из самых впечатляющих и качественных исследований творческого процесса, когда-либо снятых на камеру. Не-поклонники будут покорены. Поклонники будут в полном восторге.
Джордан Хоффман,
http://www.film.com/movies/bad-25-review-2012