Я тут оплошала недавно. Решила из своего "позора" извлечь максимум пользы и поисследовать, дабы больше не наступать на те же грабли (хотя не факт: некоторые грабли - мои любимые).
Не знаю, делал ли кто-то это до меня (наверняка делал), но мне не попадалось. Попробую совместить концепцию цикла контакта с трансакционном анализом Эрика Берна (три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок). Буду писать с пояснениями для удобства прочтения теми, кто не владеет терминологией. И так приступлю.
Контакт - это наше все. Ибо от эффективности его организации зависит наша удовлетворенность жизнью (считай счастье).
На Преконтакте (первый цикл контакта) мы выявляем нашу потребность посредством осознавания и идентификации своих ощущений. Здесь полезно действовать с позитиции Ребенка. Все наши "хочу" заложены в Ребенке. Например, выявлена потребность в близости.
На стадии Контактирование (второй цикл контакта) осуществляется подбор и апробация способов получения желаемого. Если на этой стадии продолжать действовать с эго-состояния Ребенок, то можно так и не получить желаемое. Способы манипуляций ребенка сильно ограничены: не хватает опыта, навыков и терпения. Например, при желании получить близость Ребенок скорее всего будет резко сокращать дистанцию (повиснет на шее), не будет отслеживать обратную реакцию "объекта" потребления, а в случае отказа - будет выдавать много бурных эмоций в виде агрессии и плача. Думаю на этой стадии должно включиться эго-состояние Взрослый, который, опираясь на свой опыт и исходя из текущей реальности, будет пробовать разные способы (проявляя терпение), получать и обрабатывать обратную связь в виде объективной информации, корректировать дальнейшее действие. Также полезно на этом цикле периодически "включать" эго-состояние Родитель для сверки своих способов с принятыми нормами и традициями, для проявления заботы о себе и "объекте" потребления: не слишком ли разрушительные и рискованные способы выбраны. Главное, не переусердствовать в этой позиции, чтобы не прервать контакт, "споткнувшись" об застарелый неэффективный интроект.
На Финальном контакте (третий цикл контакта) происходит полное удовлетворение потребности (пик контакта). Очевидно, что здесь на "арену" вновь выходит позиция Ребенок (Взрослый и Родитель всю организационную "работу" за него проделали). На этой стадии как раз уместны такие качества Ребенка, как спонтанность, чувствительность и способность отдаваться процессу полностью и без остатка, получая максимальное удовольствие.
Постконтакт (четвертый цикл контакта) предполагает усвоение опыта и его интеграцию. За эти действия отвечает эго-состояние Взрослый, который занимается накоплением фактов и их оценкой. Взрослый оценивает и запоминает насколько удачно был выбран способ и "объект" потребления, формируя из этой информации опыт и знание о себе: о своих предпочтениях, сильных и слабых сторонах.
А споткнулась я на стадии Контактирование, потому что не вышла из эго-состояния Ребенок. Утешаю себя тем, что изначальное намерение употребить алкоголь с целью куража явно не способствовало пробуждению других эго-состояний. А еще тем, что получила опыт, бесценный опыт :-)