Собственные слова находятся медленно и с трудом, складывается в осколки форм и опять рассыпаются. Ordo ab chao сменил вектор, хаос заново входит в силу. Никогда не было и вот опять.
Пост о разном понимании личных границ я, на самом-то деле, не закончила, это только начало мысли о русских европейцах, по Бердяеву, и дугинской идее, на самом-то деле, вполне верной, о хтонических корнях русской культуры. В любой большой культуре хтонического элемента предостаточно, весь смысл и состоит в том, как научиться с этим жить, а не выживать.
Об этом надо разговаривать, но не сейчас; сейчас вывешиваю часть из сегодняшнего текста из Владимира Пастухова, который (текст, не Пастухов) мне показался важным. По крайней мере, я никогда не думала о самом феномене и хочу поделиться текстом, в котором он сформулирован исключительно ясно. Ну, на мой взгляд.
русский неоизоляционизм - культурное и отчасти идеологическое движение, в реальности острием своим направленное против влияния Запада на русскую духовную жизнь (так как угрозы со стороны Востока для России изоляционисты не видят - ха-ха).
Набор идей традиционен. Русская культура уникальна и у нее особый путь. Западная культура, квинтэссенцией которой является либерализм, убивает творческую потенцию других культур, а для вечно молодой русской культуры (тысячу лет как молодая) вообще губительна. Духовное влияние Запада неразрывно связано с физическим подчинением ему, истощением и цивилизационным коллапсом. На самой своей родине либерализм находится в вечном перманентном кризисе (вот сколько существует, столько и в кризисе) и уже привел Запад к полному закату (еще сто лет назад старик Шпенглер сказал, что Запад закатился куда-то, с тех пор в России его не могут никак найти). Россия должна отвернуться от Запада и посмотреть внутрь себя, и там найти источник вдохновения для национального возрождения (ну это, похоже, получается).
Все эти тезисы по отдельности не лишены смысла, и за каждым из них легко угадывается могучий ум, произнесший их когда-то в каком-то конкретном контексте. Но собранные воедино и помещенные в контекст современности они все вместе напоминают автомат Калашникова, из которого и расстреливают отнюдь не западную культуру. ...
Хотя многие изоляционисты прямо не поддерживают восстановление советской империи и войну, они очень сочувственно к ней относятся, поскольку вектор этой войны является анти-западным и в целом совпадает с вектором их мировоззрения. Таких молчаливо сочувтвующих войне не в силу пропаганды, не потому что насмотрелись Первого канала, не корысти ради,... очень много, гораздо больше, чем кажется. Может быть, десятки и сотни тысяч. Их вклад в поддержку режима сегодня особенно ценен именно потому, что является следствием пусть и путанного, но осознанного выбора.
Эти люди представляют из себя коллективного Васисуалия Лоханкина. Они, конечно, в принципе против жестокостей войны, они не хотели бы бомбить Харьков и Киев, и тем более сносить дотла Мариуполь. Но, если это надо для дела, если в этом заключена сермяжная правда жизни, то тогда конечно. Утонченные умы России брезгливы, они принимают насилие как бы нехотя, с истинно христианским смирением. Но от них не дождешься христианского сочувствия к жертве, потому что они всегда пребывают в любимой своей позиции - над схваткой.