Начало Фашизм сегодня
Расстановка классовых сил на политической арене дает неутешительные прогнозы для современных коммунистов. После идейного перерождения и распада компартий, а вместе с ними и крушения социалистических стран, коммунистическое движение только начинает нащупывать тропинки, которые ведут нас к восстановлению. Но состояние дел в коммунистическом лагере по-прежнему очень плачевное. Это относится как к постсоветскому пространству, так и ко всем остальным странам земного шара. На сегодняшний день существует очень немного крупных коммунистических партий, которые проводят наиболее верную марксистскую политику, самая известная из них - Коммунистическая партия Греции (КПГ). В большинстве стран существует множество партий с коммунистическими названиями, но насколько каждая из них соответствует названию - вопрос отдельный.
Что бы ни думали о себе существующие левые партии, как бы они себя ни называли, но коммунистическое движение сегодня находится на стадии создания кружков (особенно это справедливо для стран бывшего СССР), которые создаются либо автономно, либо на базе теоретического издания, коими в России являются, например, журнал «Прорыв» и «Газета коммунистическая», на Украине - журнал «Пропаганда». Но существующие кружки находятся только на стадии формирования и, соответственно, никакого значительного влияния на политику пока не оказывают. В таком состоянии и застали украинские события современных марксистов. Практически в таком же состоянии эти события застали и украинский рабочий класс в целом - в состоянии неорганизованности, застоя и полной зараженности буржуазной и националистической идеологией. Как видим, никакого посягательства на основы капитализма на Украине как не было, так и нет. Кругам финансового капитала нет надобности в смене формы правления и установлении фашистской диктатуры по отношению к пролетариату, так как он и так не ведёт никакой борьбы против установившегося на Украине режима.
Но на сегодняшний день можно констатировать, что уроки из истории более добросовестно вынесли олигархи, нежели коммунисты, и, несмотря на отсутствие сильного рабочего движения, процесс фашизации на Украине идёт полным ходом. Обусловлено это совокупностью нескольких факторов.
Во-первых, анархия капиталистического способа производства вновь загоняет рыночную экономику в очередной глубочайший кризис, выходов из которого есть только два - либо новая империалистическая война за передел мира и фашистская форма правления, либо коммунистическая революция. И пока наиболее вероятен первый сценарий. По нему идёт Украина, на территории которой развернулась локальная война американского и российского империализмов руками новой киевской власти и «Новороссии» соответственно.
Во-вторых, в силу ряда исторических и идеологических обстоятельств современное украинское правительство провозглашает «борьбу с коммунизмом», так как понимает под «коммунизмом» политику российского империализма. Подобно российским левым патриотам, их оппоненты - украинские либералы и националисты видят в Путине «восстановителя СССР», а в коммунизме - в первую очередь «российское господство над Украиной». Однако КПУ не коммунистическая, а буржуазная партия, настоящих коммунистов на Украине - единицы, но киевские министры и боевики «Правого сектора», борясь с силами, отражающими интересы российского империализма, считают это «борьбой с коммунизмом». Такова ирония истории, которая приводит к тому, что в стране, где, по сути, нет никакой «коммунистической угрозы», развязана оголтелая антикоммунистическая кампания.
В-третьих, фашизации способствуют внутренние противоречия между буржуазными группировками внутри Украины. В условиях кризиса борьба за ресурсы и политическое влияние между олигархами обостряется не только на международной арене, но и внутри страны. Это подтверждают такие эпизоды, как, например, произошедшая 11 июля текущего года перестрелка между «Правым сектором», местными бизнес-структурами и силовиками.
Наконец, разжигание воинствующего национализма и антикоммунизма - проверенное средство буржуазии для отвлечения внимания трудящихся масс от ухудшающегося экономического положения. Война на Донбассе, будучи одной из главных проблем киевского режима, в то же время помогает украинским олигархам обеспечить лояльность населения в ходе неолиберальных реформ, уничтожающих остатки системы социальных гарантий. Ведь «надо сплотиться, когда Украина в опасности», а все социальные протесты можно объявить «происками предателей нации - агентов Москвы».
Старт фашизации объясняется тем, что буржуазия, положение дел которой становится всё более неопределённым, готовит капитализму «подушку безопасности» на случай революционного подъёма, исключать который в такой ситуации совсем нельзя.
Стоит отметить, что этот процесс происходит не только на Украине. Несмотря на то, что происходящие события заставляют нас говорить в основном об этой стране, мы обязаны сказать, что процесс фашизации происходит также и в других странах, например в Турции или в той же России, правительство которой, вопреки осуждающим заявлениям по поводу методов своих украинских «коллег», пустивших в ход фашистские организации, поддержало проведение форума европейских фашистов в Санкт-Петербурге. Кроме этого, в России начинают появляться фашистские организации при поддержке в том числе и РПЦ, которые уже успели показать себя в деле в этом году, избивая активистов, выступающих против строительства храма в Москве, и разгромив выставку в «Манеже». Именно с таких акций запускается процесс фашизации, и в случае обострения обстановки в России мы тоже увидим свой «Правый сектор», в лице, например, разрекламированного движения «Антимайдан» или «православных дуболомов» из «Сорок Сороков».
Борьба с фашизмом сегодня
В результате все вышеперечисленные причины дают повод «пророссийским» левым говорить о фашистском режиме на Украине и поддерживать политику российского империализма и буржуазных ДНР/ЛНР, проводя параллели то с гражданской войной в Испании, то с «1941 годом». Хотя, на самом деле мы имеем здесь подмену понятий: проявления фашизма, вызванные борьбой между олигархическими группировками, пытаются приравнять к описанным в первой части статьи фашистским режимам, чьей целью было физическое уничтожения представлявшего на тот момент значительную силу коммунистического движения.
На Украине же олигархи пользуются националистическими и фашистскими идеями, потому что это наиболее удобно, такова доступная массам идеология, соответствующая реакционным устремлениям буржуазии. После 25 лет государственной националистической пропаганды украинский национализм получил широкую поддержку, в том числе в регионах с большой долей русскоязычного населения, за исключением Крыма и Донбасса, что и обеспечило появление в последних пророссийского «Антимайдана». Хотя порой украинские националисты приспосабливают под свои нужны и «советские» мотивы, чего стоит хотя бы известный ролик, где ветеран Великой Отечественной войны, бывший красноармеец, «благословляет» своего внука-солдата украинской армии воевать против сепаратистов, «путинского православного фашизма», по определению киевских борзописцев.
5 Однако эксплуатация памяти о СССР - прерогатива в большей степени буржуазии из противоположного лагеря. На территории, где сейчас существуют ДНР и ЛНР среди масс широко распространена советская ностальгия, как желание «снова быть с Россией». А в России сегодня олигархи активно используют советское наследие. Потому имеют место и красные флаги ополченцев, и защита советских памятников.
Верхушка ДНР/ЛНР - антикоммунисты и защитники капитализма, не меньшие, чем киевские власти. Вся их деятельность свидетельствует об этом. Но сложившаяся ситуация вынуждает их использовать «просоветский» пропагандистский ресурс - в силу специфики региона, где они захватили власть, а также в силу сложившейся ситуации, в которой они вынуждены противостоять своим оппонентам не только на полях сражений, но и в информационном пространстве. Тем более, что в «Новороссии», как и на Украине, все сколько-нибудь многочисленные левые организации - аналоги КПУ, служащие подпоркой буржуазной власти. «Коммунисты» зюгановско-симоненковского типа, абсолютно лояльные правящей группировке «Новороссии», несущие буржуазную чушь про многоукладную экономику и «традиции 1941 года в ДНР», играющиеся во всяческих ряженых «пионеров», укрепляют пророссийскую власть, и, конечно, имеют некоторый режим благоприятствования с её стороны. Но наивно полагать, что он будет распространяться на настоящих коммунистов, когда они завоюют в «Новороссии» сколько-нибудь заметное влияние.
Положение коммунистического движения на сегодня не даёт никаких оснований говорить о существенной разнице между украинским режимом и режимом «Новороссии». Украинская «декоммунизация», по сути, аналог того, что сделано ещё лет 20-25 назад буржуазными (притом не фашистскими, а вполне демократическими) режимами в странах Прибалтики, Венгрии, Польше и т.д. В отличие от России и ДНР/ЛНР, капиталистам этих стран незачем использовать ностальгию по социализму, она не может служить им подпоркой в целях патриотического оболванивания масс и оправдания агрессивных внешнеполитических устремлений. Потому они откровенно говорят о коммунизме то, что о нём думают олигархи всех стран, и тщетно пытаются попросту «закопать» всё, связанное с социализмом, как навсегда ушедшее прошлое. Особенность Украины только в том, что данная ситуация отягощена войной и деятельностью «наследников советского строя» в пользу враждебного украинским властям российского империализма.
Россия же проводит свою империалистическую политику, пытаясь создать себе образ «борца за освобождение мира от одностороннего диктата злых сил», такой образ удобно использовать, борясь против своего главного конкурента, - Соединенных Штатов Америки, и их доминирующей политики на мировой арене. Отсюда и «терпимое» отношение к советским символам, и заигрывание с (продажными и беспринципными) левыми организациями. Ярким примером тому служит намерение российских властей провести в 2017 году, - в год 100-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции, - Всемирный фестиваль молодежи и студентов (ВФМС) в России
6, финансирование которого будет проводиться из государственного бюджета. Но, как говорится, заказывает музыку тот, кто за неё платит, и российские власти, по словам Дарьи Митиной на «Форуме левых сил Сибири», который состоялся в августе этого года в Бийске, пытаются провести этот фестиваль левых молодежных организаций под лозунгом «Россия - лидер свободного мира».
Кстати говоря, самая проституированная из «левых» партий России, которой является КПРФ, в создании этого образа российскому империализму всячески помогает, запутывая тем самым левых на международном уровне. Политиканы из буржуазной, социал-шовинистической партии с «коммунистическим» названием не зря едят свой кремлевский хлеб, отрабатывают они его с полной самоотдачей. Вот, что говорит один из лидеров КПРФ Юрий Афонин:
«Сегодня именно левые силы оказывают России наиболее последовательную и широкую международную поддержку…
Все это не случайно. Огромный авторитет среди левых сил мира был наработан нашей страной во времена СССР. А КПРФ уже в течение более 20 лет проводит на международной арене последовательно антиимпериалистическую политику, чем снискала серьёзный авторитет среди левой общественности. Конечно, левые силы не могли поддерживать внешнеполитический курс РФ в те времена, когда мы слепо шли в фарватере политики США и НАТО. Но сегодня Россия во многих ключевых вопросах объективно противостоит западному империализму. Более того, в эпоху, когда в Западной Европе и на Украине поднимает голову неонацизм, именно Россия оказалась на переднем крае борьбы с новой фашистской угрозой.
Эти факторы позволяют нам максимально мобилизовать на поддержку России широчайший спектр левых организаций планеты. С товарищами по ВФДМ мы наметили ряд новых мероприятий на этом направлении. Нужно ясно понимать, что нынешняя широкая поддержка нашей страны со стороны левых сил мира - это часть того великого наследия, которое современная Россия получила от Советского Союза, и следствие авторитета КПРФ в международной левой среде. С руководством ВФДМ, с лидерами крупнейших левых молодежных организаций разных стран мы работаем уже многие годы, вместе участвовали во многих международных форумах левых сил. Сегодня это серьезно помогает нам заручиться их поддержкой для России».
7 По сути, Афонин этими «откровениями» объясняет, какую нишу КПРФ занимает в создании этого PR-образа для империалистической РФ, которую он пытается выставить «противостоящей западному империализму». Единственное, о чём скромно умолчал Афонин, это то, что Россия «противостоит западному империализму» как империализм восточно-европейский, то есть исключительно, как противостоят друг другу конкурирующие монополии, которые делят между собой сферы влияния и рынки.
Поэтому существующим группам марксистов нет резона принимать сторону пророссийских сепаратистов в конфликте, считая это «антифашисткой борьбой». Блоки коммунистов с буржуазными силами в борьбе против фашизма в прежнюю эпоху, в первую очередь в Европе 1930-40-х годов, были порождением конкретной ситуации. А именно:
1) Достаточно влиятельных коммунистических партий, за спиной которых стояли рабочие массы и поддерживающий их всеми способами Советский Союз.
2) Стремление фашизма уничтожить коммунизм физически как организованную силу, угрожающую власти капитала.
Сейчас у коммунистов нет ни сил, ни влияния, ни авторитетного центра, и оттого главная цель неофашистов - вовсе не коммунисты, а буржуазные имитаторы коммунизма. Повторять мантры про «Народный фронт» - не более, чем историческая реконструкция, которая для коммунистов может обернуться только бессмысленными жертвами.
Сегодня наша борьба с фашизмом - это в первую очередь фундаментальная пропаганда, строительство дееспособной организации. Украинские левые 20 лет вместо этого «строили единые фронты», «объединяли усилия», «преодолевали сектанское деление на сталинистов и троцкистов», и в результате пришли к нынешнему печальному результату. Небольшая группа марксистов не может овладеть ситуацией, подобной той, что сложилась на Украине весной 2014 года, для этого необходимо наработать влияние, создать организационные структуры коммунистической партии. Такова сегодняшняя задача. То есть, по сути в настоящий момент нет никакой разницы между антифашистской борьбой и вообще коммунистической работой.
Украинским товарищам, учитывая, что атакам подвергаются в первую очередь пророссийские организации, за свою поддержку сепаратизма, следует максимально отмежевываться от всяческих «борцов за русский мир». Запрещена советская символика, опасно проводить уличные акции, однако символика не может играть решающего значения, а уличные акции на кружковом этапе неактуальны. На Украине не запрещено читать классиков марксизма-ленинизма и пропагандировать их идейное наследие. Да, товарищам приходится соблюдать большую осторожность в высказываниях, нежели раньше, чтобы не подпасть под пресловутое «оправдание преступлений тоталитарного режима». Однако это не значит, что нужно попадать в тюрьму или умирать в конкурентной борьбе буржуазных группировок. Чёткая позиция по дистанцированию от обеих противоборствующих сил - наиболее целесообразный способ сохранить имеющиеся в наличии марксистские кадры для дальнейшей работы.
«Единый антифашистский фронт», как и вообще союзы с относительно прогрессивными некоммунистическими силами актуальны тогда, когда у коммунистов реально есть сила влиять на политические процессы, когда буржуазная система в кризисе и есть шанс ликвидировать либо значительно ослабить её. Более того, вступать в союз коммунисты должны только в тех случаях, когда этот союз будет работать на коммунистов, а не коммунисты будут работать на своих временных союзников, которые, в сущности, могут быть и классовыми врагами пролетариата.
Таким образом, сегодняшняя марксистская позиция по фашизму и борьбе с ним должна быть выражена следующими тезисами:
1) Определение, данное фашизму VII конгрессом Коминтерна, нисколько не устарело и соответствует реальности и сейчас, но при этом принципиально иной является обстановка, в которой приходится действовать коммунистам;
2) Капиталистический строй в любой стране может принять форму фашистского режима, но только в случае реальной угрозы социалистической революции;
3) Отдельные элементы фашизма могут возникать и в странах, где такой угрозы нет, в качестве манипулятивного момента, связанного с теми или иными особенностями данной страны;
4) Коммунистам вовсе не надо ввязываться в любой конфликт, особенно вооружённый, между различными группировками буржуазии, где с одной стороны присутствуют фашизоидные элементы, а с другой - люди, называющие себя «антифашистами». Каждый союз с буржуазными силами должен предваряться вопросом - есть ли у коммунистов достаточно возможностей, чтобы навязать свою политику буржуазным союзникам, или же придется фактически проводить политику одной из буржуазных группировок? Во втором случае союз не имеет никакого смысла. А уж посылать немногочисленные коммунистические кадры умирать и калечиться в огне внутрибуржуазной гражданской войны - и вовсе преступление.
5) Борьбу против фашизма нужно начинать не тогда, когда фашизм в законченном виде установится в той или иной стране, а на ранних стадиях его зарождения в буржуазно-демократической форме правления. На этом этапе нужно вести агитацию и пропаганду против любого реакционного проявления, против любых фашистских организаций и проводимых этими организациями акций.
6) Самый верный способ не допустить установления фашизма - это победа социалистической революции до установления фашистской диктатуры, но в данный момент её перспектива выглядит пока более отдалённой.
7) В условиях установления фашистской диктатуры борьба коммунистов должна выстраиваться не за возвращение к буржуазной демократии, в которой и зарождается фашизм, а за победу социалистической революции, если у коммунистов для этого достаточно сил.
8) На сегодняшнем этапе первоочередной задачей марксистов является построение теоретически и организационно сильной коммунистической партии, и в этом направлении нужно активизировать свою работу. События развиваются стремительно и, судя по тому, что произошло на Украине, коммунисты совсем не готовы к смене политической обстановки. Этот недостаток нужно ликвидировать как можно скорее, чтобы не попасть в положение беспомощных наблюдателей в тот момент, когда за окном будет решаться по какой дороге пойдёт человеческая история.
Таким образом, в вопросе антифашистской борьбы необходимо учитывать конкретно-исторические условия каждой эпохи и расстановку классовых сил на арене политической борьбы. Иначе «борьба с фашизмом» превращается в очередной пустой лозунг, способный лишь прикрывать красным словцом буржуазную политику.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Примечания
- http://rkrp-rpk.ru/content/view/12701/1/
- Сэр Вильям Гуд. «Times», 14/Х 1925.
- E.A. Mowrer, «Immortal Italy»
- G. Salvemini, «The Fascist Dictatorship»
- Украина. День Победы. Дед http://www.youtube.com/watch?v=eQk6UupEJuA
- http://www.forbes.ru
- http://kprf.ru/party-live/cknews/142518.html
http://lenincrew.com/fascism-yesterday-and-today/