Мы же с ребенком - одна команда?

Sep 27, 2019 14:49

Вот захотелось мне (глядя в триста комментариев к предыдущему посту) обсудить, что такое "нормально воспитанные дети". Там многие пишут, что если ребенок в 10 лет все время болтает, мешает, обращается и требует внимания, это - нормально. И чего-то другого от него можно ожидать только по отношению к человеку, который "для него большой авторитет". А так - нормально, что чужих и не-авторитетов дети донимают с утра до вечера, не слушаются, и договориться с ними ни о чем не получается.

Честно говоря я считаю, что дети должны развиваться так естественным образом, не нужно постоянно запихивать их в какие-то рамки, все запрещать и мешать их детской любознательности и общительности. Но социальное поведение ведь им прививается? И они должны понимать свои границы, и границы других людей. Иначе им не будет хорошо в жизни.



Мои внуки - очень "живые" дети, Самоха так вообще практически постоянно "ходит на ушах", причем в самом буквальном смысле. Похоже, что лучше всего ему думается, когда он стоит на голове, либо пытается встать на голову. А Лию можно назвать капризной девочкой, которая частенько испытывает границы других, и пробует упираться, чтобы добиться чего-то для себя. Но все равно - обоим (ей 5, ему на днях будет 8) давно (!) можно сказать "Маме нужно поспать, папе нужно поработать" и они пойдут орать и прыгать в другое место, либо пойдут поиграть во что-то более тихое. Они очень бурно общаются со своими кошками, но давно выучили, что им больно, что нельзя с ними делать и.т.д. Когда Самохе было года три, он еще часто где-то прыгал-бегал и врезался в людей. Но в какой-то момент он начал замечать, что он на кого-то налетел, оборачиваться и говорить: Ой, извини", а потом вскоре научился и не налетать ни на кого, по крайней мере теперь это случается редко. Ничего такого с ним не делали, чтобы он этому научился, никакого террора не понадобилось, просто все время аккуратно показывали, как надо, как делают все, чтобы всем друг с другом было лучше. По-моему это и называется "заниматься ребенком".

Еще вот я тут вспомнила историю, которая мне очень запомнилась. И комментарий подруги, который очень понравился.
Я ехала в Москву, и за день до отъезда прочитала в некоем сообществе пост. Там мама жаловалась, что она делала торт к приходу гостей. Ребенок лет пяти был в курсе, что завтра праздник и гости, и поэтому поводу делается торт. Ему дали принять участие в изготовлении торта, дали съесть оставшийся в процессе крем, а потом сказали, что теперь торт надо убрать и пусть он постоит до завтра, а завтра придут гости, и мы все его вместе нарежем и съедим.

Но потом мать вдруг на минутку вышла из кухни, ребенок в этой кухне закрылся, и разрушил торт, чтобы часть его съесть немедленно. Мать была в шоке от такого поведения ребенка. Ей не только было очень обидно, понятное дело. Она не понимала, как же так, почему он не смог подождать до завтра - ведь его вовлекли в процесс, дали уже поучаствовать заранее. Почему он так подло поступил, закрылся там и.т.д.

Я тогда тоже была под впечатлением от этой истории, и никак не могла сформулировать, как именно это называется. Но мне было очевидно, что все происходящее как-то совсем неправильно. Не поступают так дети в таком возрасте. Это же общее какое-то дело, общий праздник, общий ритуал, пригласить гостей, вместе с ними разрезать этот торт и.т.д. Не говоря уже о том, что мама все же продиктовала некие правила, по которым проводится этот конкретный семейный ритуал. И странно, что ребенок не принял это, а выразил такой решительный протест. Обычно они ведь включаются в эту "игру" и так приобщаются к разным семейным традициям?

Я приехала к подруге, и тут же рассказала ей про эту историю. Ее, естественно, тоже покоробило. И она сказала, что для нее такое невообразимо. Потому что ребенок в их семье с раннего детства знают, что они - семья - одна команда. Вот этой формулировки мне не хватало! Да, именно! Одна команда! Они вместе, не люблю это выражение, но они "ячейка общества", которые вместе "против всего мира", и вот это ощущение и есть ощущение "семьи", и мне кажется нормальным, прививать это ощущение с раннего детства. И обычно это и получается, если этим заниматься, и самим так ощущать свою семью.

И если не получается, значит что-то тут не то. Либо с семьей что-то не так, либо с психикой ребенка, в любом случае мне кажется, что это повод всем пойти к семейному психологу!

Вот еще вспомнила, как рассказывала жена моего отца, что она взяла к себе ребнка подруги, когда тот остался сиротой. У нее был ребенок такого же возраста, и она второго "вырастила как своего", дорастила до взрослого возраста. Так там тоже - у ребенка случилось большоо горе, он своей семьи лишился. Но ему сразу как-то объяснили, что вот эта "команда", которая вместе с ним, и всегда на его стороне, и опора и свой тыл среди всего остального (иногда враждебного мира) - это вот теперь они. И он на всю жизнь остался, конечно, родным и членом семьи. Она тогда слов вроде "команда" не знала, это сейчас слово модное. Но быстро нашла способ это объяснить. Это можно и чужому ребенку объяснить как-то. Правда надо сказать, что у этого ребенка понимание этого существовало, т.к. в его родной семье его с этим пониманием вырастили.

Короче - дети должны быть детьми, должны прыгать, бегать, просить внимания, шуметь, задавать много вопросов, общаться, пробовать и разные манипуляции конечно, и границы. Но они должны быть в состоянии сотрудничать с другими людьми. Оставить в покое, не делать чего-то, что другой попросил не делать, вот это все. Не знаю, какие там нормы у терапевтов, уверена, что и для этого есть таблички (у них для всего есть), в каком возрасте какие схемы поведения должны быть привиты ребенку к какому возрасту. Ну я знаю, что у "нормального" ребенка - у любого, тихого, шумного, нетепреливого - в довольно раннем возрасте уже многое из этого есть. Уже в пять - многое, способность сотрудничать, слушаться в серьезных ситуациях, возможность договориться иногда о чем-то (ты сейчас постараешься сделать вот так, за это мы потом сделаем тебе хорошее вот это). Ну а в 10 лет... это уже совсем же большой человек!!! В этом возрасте дети многое должны уметь делать сами, во многом должны быть в состоянии обслужить сеюбя сами. И в очень многом должны быть в состоянии пойти навстречу другим. Не только "особо авторитетным", котиорые каким-то особым способом ими научились управлять. А вы как думаете?

Сколько эмпатии, социального поведения и поведения "как в команде" у вашего ребенка должго быть? В 5 лет? В 10? в 13?



Смотрите также:


Магазин Белолапик

Все новости в Телеграме

Недетские картинки в Телеграме

Уютный чат в Телеграме

Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам:
http://paypal.me/mammamiu




опрос, размышления

Previous post Next post
Up