Я уже думала, что все рассказала и объяснила про это задание, но теперь выясняется, что все еще есть поводы для серьезных споров и даже трагедий и разочарований. Потому что кто-то решил, что 50 набросков в день кому-то полностью и со всех сторон способны заменить художественное образование. И если заниматься только ими, но делать это настойчиво и "тупо", то неизбежно через какое-то время автоматически станешь и хорошим художником, и дизайнером, и иллюстратором.
Давайте еще раз: это задание приносит много пользы, и его заставляют делать в очень многих художественных вузах. Наверное не секрет, что в тех же вузах эти наброски - только одно из побочных заданий. Хоть и нужное. Там и академический рисунок есть, и живопись, и композиция, и работа с цветом, и работа с разными материалами, и куча других предметов. И все их тоже надо изучать, если вы хотите стать профессионалом в каком-то изобразительном жанре. Звучит это жутко банально, но видимо придется это таки написать тут, потому что некоторые приняли это задание за какой-то универсальный рецепт, отменяющий все остальные.
И конечно это - не академический рисунок. Это просто другие задание! Учиться строить предметы, так, чтобы они не разваливались и не заваливались, и чтобы не было в них грубых ошибок - это тоже все надо.
Я много лет отучилась в разных художках, и все это у меня было - и штрихованные портреты, и реалистично написанные постановки, и натюрморты. И рисованные по 60 часов рисунки, и писанные по несколько недель картины. И понятно, что в этих заданиях есть очень многое, что наброском за три минуты не решается. Если честно, я вот это пишу, и мне даже странно как-то, ощущение большой нелепости. Неужели кто-то мог подумать, что это все отменится и станет ненужным, от того, что вы наброски делали? :-) Ну ладно.
Еще раз повторю, что наброски делать - вот таким методом, который я описала - это всего лишь очень хороший и действенный инструмент, чтобы
- Начать гораздо внимательное смотреть и видеть
- Начать шевелиться и делать что-то рисовательное по часу в день или больше
- Очень сильно улучшить координацию между тем, что видит голова и выдает рука!
Плюс это снимает огромную кучу психологических блоков. От социальных "ой на меня смотрят" и "Ой они посмотрят и увидят, что у меня там не Джоконда" до "У меня есть сто очень веских отговорок, чтобы не делать хотя бы такое задание".
Абсолютно все люди, делавшие это задание при мне, почувствовали улучшения. Понятно, то на людях, которые уйдут через 10 секунд, не особо поучишь анатомию. Но со временем они таки меньше разъезжаются, крепче стоят на ногах, лучше помещаются в лист. Потому что это особенность человеческой головы: сначала стихийно мечешься между всем, не зная, за что хвататься. Потом начинаешь все делать быстрее и легче, и появляются ресурсы. И эти ресурсы человек начинает вкладывать в улучшения, начинает думать: "Так, что у меня чаще всего плохо? Где у меня криво? Что вечно не сходится? Как улучшить? Как исправить?" Поэтому цели, которых тут якобы не хватает, обязательно появятся со временем. Мы так устроены, мы не можем час в день выполнять работу "тупо". Сначала мы гонимся за простым результатом: успеть бы хоть что-то. Потом, когда этот результат будет получен, мы непременно начнем осматриваться, в поисках еще дальнейших улучшений. Потом начнем усложнять задачу, прихватывать больше фигур, интерьера, окружения. Цвет. Тень. Фактуру. Что-нибудь еще. А еще - когда уже там получилось, и тут легче стало, через какое-то время появляется еще ощущение "мне с этим заданием все понятно, я не хочу больше тратить на него столько времени, мне хочется других, более сложных заданий". Вот это есть выход из творческого кризиса.
P.S.
В художественных вузах, кстати, быстрые наброски считаются отдельным жанром, и их во-первых велят делать НЕ с позирующей модели. А во-вторых велят НЕ начинать с построения скелетов. Вот рисование скелета, и "навешивание" человека на этот скелет - это как раз задание, подходящее для урока. Где модель в каждой позе позирует 3-5 минут, потом меняет позу. Быстрые наброски как раз велят делать "как видишь", пытаясь ухватить общую картину.
P.P.S.
Еще раз для тех, кто интересовался результатами всех моих усилий в плане выправления зрения: В последние полгода я каждый день делала зарядку для глаз, 4 раза в неделю ходила в школу зрения. Много пыталась смотреть на разные планы, фокусироваться и переключаться между ними. А так же отчасти делала это задание, чтобы преодолеть ощущение, что мне тяжело смотреть, и я не достаточно хорошо координирую руки с глазами. В результате всех усилий, вместе взятых, у меня в середине поля зрения появился почти ровный кусок, который сильно примирил меня с действительностью. Этот кусок теперь медленно расширяется. Совсем ровно видимо не станет, но сильно лучше - станет еще.
Мое трехмерное зрение работает большую часть дня. Только по вечерам я еще иногда спотыкаюсь о линии, не понимая, являются ли они ступенькой. :-)
К новой линзе я привыкла, и таки научилась ею пользоваться. Я действительно научилась извлекать из нее весь потенциал, и фокусируюсь на нескольких десятках разных расстояний.
И тем, кто писал, что подобную операцию им сделали десяток лет назад, и строчки таки остались кривыми - еще раз передаю вам вердикт своих врачей. Это еще можно исправить. Даже если оно у вас уже 15 лет видит криво. И даже если вам 90 лет! И восстановлению такого дефекта помогает рисование, при котором надо переключаться с листа на отдаленную натуру. И фотографирование - с поиском подходящей цели, через видоискатель, или просто так. И хождение в трехмерное кино тоже помогает. И смотрение на решетку из ровных линий - минимум 15 минут подряд - плохо видящим глазом, с попытками внушить себе, что линии на самом деле ровные, и должны видеться ровно.
Желаю всем успехов - и в рисовании, и в видении!