Часть третья. Как не остаться с топором вместо штанов или кто придумал деньги.

Jan 18, 2015 21:25

Напомню сказку, с детства знакомую. Главный сказочный герой рассказывает, каким образом ему приходится обзаводиться штанами:

Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу, - продолжал Незнайка. - Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки. Но столяр тоже может сказать, что ему не нужна груша, а нужен топор. Придется вам к кузнецу тащиться. Может случиться и так, что, когда вы придете к столяру с топором, он скажет, что топор ему уже не нужен, так как он достал его в другом месте. Вот и останетесь вы тогда с топором вместо штанов!
(Н. Носов. Незнайка в Солнечном городе.)

И действительно, как не остаться с топором вместо штанов или с водкой вместо сюртука?
Наверное, запасать для обмена (добывать самому или выменивать на свою продукцию) те товары, которые наиболее удобны для любых дальнейших обменов. Что это за товары и какими они должны обладать свойствами?
Во - первых, они нужны всем. Груша, к примеру, может понадобиться любому, а вот топор только плотнику.
Во - вторых, они должны долго храниться. Груша не подходит - она скоропортящаяся. А нам нужен товар, который можно запасти на будущее.
В - третьих, они должны быть делимыми. Две половины топора (или стола, или штанов) не стоят как целый топор (стол, штаны) - поскольку непригодны к использованию как топор, стол или штаны.
В - четвертых, они должны быть компактными. С двадцатью топорами, столами или сюртуками на базар идти крайне затруднительно, да и хранить их накладно. Товар нужен малый по весу и дорогой.
И наконец, их стоимость (т.е. меновая пропорция ко всем другим товарам) должна быть более-менее постоянной в обозримом будущем. Иначе говоря, и редкость их не должна уменьшаться (небывалый урожай груш или фабричное производство топоров резко уменьшают редкость и того, и другого), и нужность покупателям тоже уменьшаться не должна.
Много поколений подряд люди выбирали наиболее подходящие для всех целей товары. И в итоге убедились, что ничего лучше благородных металлов (золота и серебра) не найдут. Действительно: золото и серебро при малом весе имеют высокую цену, не гниют и не ржавеют сколь угодно долго, цена их зависит от редкости этих химических элементов на нашей планете (большая часть золота и особенно серебра уже добыта), они легко делимы (два полграмма золота стоят столько же, сколько и целый грамм), они нужны всем (украшения из золота и серебра люди носят с тех пор, как впервые нашли эти металлы). И вдобавок: эти металлы непотребляемы. Из тех вещей, в которых они использованы, их можно извлечь с относительно небольшими затратами.
Однако золото и серебро стали деньгами не потому, что они идеальны и не имеют недостатков. Золото дороговато для мелких покупок, а серебро тяжеловато для крупных. И тот, и другой металл истирается и теряет вес при использовании, ношении в кармане или кошельке. И тот, и другой металл можно портить, сплавляя его с металлом подешевле, и обман этот непросто выявить. А самое неприятное - постоянным соотношение золота к серебру никогда не бывает. У одного металла своя жизнь, у другого - своя.
Просто все другие товары на роль меновых товаров (денег) годятся ещё меньше - смотри наши критерии.

Итак, мы пришли к определению денег. Деньги - это особый вид товара, основным потребительским свойством которого является его меновая стоимость, или возможность быть обмененным на любые другие товары теперь или в будущем. Так было и до Маркса, так было и в его времена (Марксовы функции денег вполне выводимы из нашего определения). И в наши дни золото и серебро ровнёхонько такие же, как и в старые времена. Почему же мы в качестве денег используем нечто с виду совсем другое?

Ответ в следующей главе.

Карлы Марлы борода, топор вместо штанов

Previous post Next post
Up