Часть вторая. Сколько водки в сюртуке или как определяется стоимость.

Jan 10, 2015 03:29

С определением товара мы разобрались. Теперь надо выяснить, откуда берется пропорция, в которой одни товары обмениваются на другие. Почему одно шило меняют на два мыла, а не наборот. Или всё-таки наоборот - два шила на одно мыло? У Маркса фигурировали другие вещи - пресловутый сюртук, который сравнивался с некими количествами хлеба, водки и прочих благ. Для рассуждений это неважно, важно для лучшего усвоения материала. Сюртуки так сюртуки.

Вспоминаем: товар обязательно кому-нибудь нужен. Никому не нужная вещь не стоит ничего, поскольку товаром не является. Причем вне зависимости от того, во что она обошлась её нынешнему владельцу.
Более того, совершенно одинаковые по всем своим физическим свойствам товары имеют разную полезность (потребительную стоимость по Марксу). Одно дело - единственный сюртук, совсем другое - двадцатый сюртук в шкафу. И в точности такой же сюртук может вообще ничего не стоить, поскольку окажется лишним (его не купит никто).

Получается, качественные составляющие (причем самые разные, как и вызывающие их потребности), должны сводиться к количеству - меновой пропорции. Не количество в качество переходит (как по Гегелю), а наоборот.

С другой стороны, количество доступных для приобретения сюртуков тоже ограничено. Если бы сюртуки росли круглый год на всех деревьях вокруг, они не были бы товаром, поскольку были бы бесплатными. Ограничены сюртуки (как и любой другой вновь создаваемый товар) ограниченностью факторов их производства. Шить их умеет не каждый, умеющий не будет шить задаром, как не могут достаться задаром ткань, нитки, иголки, пуговицы, швейные машинки и многое другое, без чего сюртук не сшить.
Мало того. Одни и те же сюртуки разным производителям обходятся в неодинаковую цену. Это зависит от массы факторов: цены на факторы производства могут быть самыми разными, производительность факторов (квалификация портных, мощность швейных машинок и т.п.) - тем более, и - что очень важно - эти факторы по - разному скомбинированы.

Попробуем «собрать» всех поставщиков сюртуков и всех покупателей в виде наглядной картинки. Тот, кому сюртук нужнее всего, готов отдать за него сумасшедшую цену - целых Z бутылок водки! Хотя насчет Z мы загнули. Пусть будет D1 бутылок.
Отметим: ежели такому покупателю предложат тот же сюртук подешевле, он переплачивать не будет и с удовольствием купит по предложенной цене.
Другие покупатели, сообразно своим возможностям и потребностям, готовы платить меньше - соответственно D2, D3 и так далее, до самого мизера (ряд покупателей кончится на том, кому сюртук и задаром не нужен). Если мы на графике по вертикали отложим цену, а по горизонтали - общий объем спроса, получившаяся кривая опишет нам очевидную вещь: чем ниже цена, тем больше спрос. Пусть это будет кривая спроса.

Посмотрим на картинку со стороны поставщиков. Самый эффективный поставщик (добившийся самых низких издержек производства, например) готов уступить сюртук за мизерную цену S1, хотя с удовольствием продаст и подороже. Другие - менее эффективные - ждут цены S2, S3 и так далее. На той же системе координат построим аналогичную кривую предложения и увидим (кто бы мог подумать!): чем выше цена, тем больше предложение.

Конечно, мы картинку упростили дальше некуда. В настоящем мире бывают самые разные сюртуки, самые разные виды водок и бесконечное множество всяких других благ. Но обмениваемых товаров должно быть как минимум два (одно меняем на другое).

Как подсказывает нам Капитан Очевидность, в некоей точке А кривые сойдутся: при некоей цене Pa объем спроса будет равен объему предложения по этой же цене и составит Qa сюртуков. Таким образом мы нашли рыночную цену - пропорцию, по которой сюртуки меняются на водку. В одном сюртуке целых Pa бутылок водки!
Любуемся на картинку:

Настоятельно рекомендую с этой картинкой всячески побаловаться. Если спрос уменьшится или увеличится - куда съедет кривая D - D? Или если спрос будет зависеть от цены неравномерно по тем или иным причинам? А что будет происходить с кривой S - S при изменении предложения?
Как бы мы не двигали эти кривые, должна быть точка их пересечения. Отсутствие пересечения означает отсутствия рынка - либо сюртуки никому не нужны, либо их не достать ни за какие коврижки. Если спрос и предложение пересеклись, значит на рынке нашлась цена. На которой сошлись последний покупатель (которого еле-еле уговорили купить этот сюртук) и последний продавец (еле-еле отбивший свои затраты). Рыночная цена сюртуков определяется самым последним проданным/купленным сюртуком. Для покупателя этот сюртук имеет предельную полезность, а продавец понёс предельные (наибольшие оправданные) издержки.

Ещё: рыночная цена даёт всем участникам наглядную информацию. Те покупатели, для которых цена оказалась слишком высокой, остались без сюртуков. Сигнал для них - не жадничай! Продавцы с запредельными ценами и издержками остались при своих: не шей сюртук топором! Не хлебай щи лаптем! Сокращай издержки или ищи себе другое занятие.
Продавец с минимальными издержками получает важнейшее сообщение в виде прибыли. Шить сюртуки выгодно! Шей ещё и зарабатывай! Сразу образуется положительная обратная связь: поставщики с наименьшими издержками расширяют предложение, кривая на нашем графике съедет вправо - вниз вместе с «равновесной точкой», то есть сюртуков будет куплено больше и по более низкой цене.

И что здесь, спрашивается, изменилось со времен Карла Маркса? Сюртуков давным-давно не носят, коренным образом поменялись и потребности, и удовлетворяющие их блага, и издержки производства. Но сами по себе спрос и предложение никуда не делись, по - прежнему определяются цены (т.е. пропорции обмена одних благ на другие). И цены продолжают наглядно информировать всех о том, что делать и чего не делать. Как это было и во времена Маркса, и за тысячу лет до него, и как будет и впредь.

один сюртук водки, Карлы Марлы борода

Previous post Next post
Up