После рассказа о
«профессионалах»-обмазчиках новый рассказ - о «профессионалах»-плотниках. Они появились в монастыре еще лет десять назад. Мой рассказ будет состоять из нескольких фрагментов.
Так уж получилось, что я после своего возвращения на Соловки с 1995-го занимаюсь именно плотницкой работой. И в конце 90-х мы довольно много работали на крышах у Белой башни (дам ссылку
на один из рассказов ). И один из моментов нашей работы был связан с небольшим участком галереи на крепостной стене между Прядильной и Белой башнями. Делали мы его по образу и подобию сохранившегося фрагмента: некую симпатичную конструкцию с «ласточкиными хвостами». Поэже был и небольшой участок у Белой башни (покажу чуть ниже). В 2001-м мы сделали крышу
над трапезной Филипповской церкви и … И более в монастыре мы не плотничали: были Зайчики, морской музей, Филипповская пустынь.
А на наше место пришли другие. Помню, году в 2005-2006-м я заметил новый участок на крепостной стене между Святыми воротами и Успенской. Естетственно, стало интересно: что же там делают? Попасть туда не совсем просто, да и я как-то забегался. Но когда попал уже после окончания работ, ужаснулся.
Впрочем, лучше показать. В прошлом 2012-м я специально прошел по крепостной стене и сделал несколько снимков.
Начну с работы настоящих профессионалов. Вот несколько фото, сделанных в разных участках галереи.
Так реставрировали галереи в 70-80-х годах прошлого века.
А вот то, что делают новые «профессионалы»
Болты - вот их главое оружие! Они болтами, как выяснилось, даже стропила у конька соединяют!
А у Белой башни есть место, где соединилась наша конструкция 2000-го года и … даже не знаю, как ЭТО назвать.
Вот наша работа крупнее.
А вот рядом ЭТО.
Выводы делайте сами.
В апреле 2011-го я впервые в своей жизни побывал на зимних Соловках. Я много писал об этой поездке в ЖЖ, в том числе и о работе «профессионалов», которые зимой из мерзлых досок делали
крышу над Келарской палатой. . Летом увидел, что были сделаны крыши и над Трапезной палатой, и над лестницей, спускающейся от перехода между Трапезной и колокольней. Не видел, как их делали, но сомневаюсь, что технология сильно отличалась от зимней.
Проверить качество можно только одним способом: в сильный дождь подняться под крышу и посмотреть. К сожалению, проход под крыши Трапезной и Келарской, что идет из Успенской церкви, сейчас закрыт. Зато удалось проверить крышу над лестницей.
Вот пара фотографий этой крыши, сделанных сверху.
Замечательная на вид новая крыша. Из замечательных новых досок.
И вот однажды я попал под очень сильный дождь. И шел как раз от колокольни к Трапезной. Заглянул на лестницу, что под этой замечательной крышей и … Она текла в шести местах!!! В шести!!! Причем не капала, а именно текла! Новая, за пару месяцев до этого сделанная крыша.
Это неизбежное последствие кровли из мокрых досок. На солнце они быстро сохнут и, естественно, усыхают. Появляются щели, и немалые. Вот фото, сделанное снизу с большим увеличением, крыши над Келарской. Щели по сантиметру.
Из таких же досок сделаны крыши над Трапезной и Келарской. Но что делается под этими крышами, никто не видит и никто и не пойдет в дождь проверять. А стены у палат толстые, пока вода просочится! Но, главное: деньги освоены и уплачены.
Напомню, как выглядела Трапезная палата лет шесть-семь назад, когда крышу уже давно надо было менять. Но музей (тогда он был в большей мере хозяином) в лице его директора не нашел ничего лучше, как обвинить в грибковом поражении Трапезной … пекарню, что уже лет триста (именно триста!) находится под Успенской церковью и Трапезной палатой.
Боюсь, как бы после «профессиональной» работы над Трапезной не вернулся бы грибок, который с гигантскими усилиями был побежден.
Еще одна история. Лет пять назад, когда колокольня была еще полностью в лесах, плотники, работающие над новой кровлей, попросили Володю о консультации. Он поднялся, объяснил, что и как. А потом сказал: «Дайте топор, я сейчас первый участок срублю, а вы потом также и делайте». Мастера переглянулись и ответили: «А у нас нет топора. Мы все бензопилой делаем». В это невозможно поверить! Плотники-«реставраторы» делают крышу на памятнике без топора! Но это так.
Зато у них есть лицензия. В соответствии с которой они - «профессионалы».
Продолжение -
здесь.