Сегодня я расскажу об одном эпизоде 1978 года, который случился не на Соловках, а в Подмосковье. Но, естественно, связан с Соловецким отрядом.
После поездки на Соловки в 1975-м году отряд стал практически круглогодичным. В Москве отряд продолжался уже 1-го сентября, когда на ставшее традиционным место встречи - к памятнику М.В.Ломоносову - собирались не только те, кто был в этом году, но и бойцы прошлых лет. К этому времени кто-то уже успевал напечатать фото, начинался коллективный просмотр, воспоминания, рассказы и пр. А потом шли гулять до ночи.
К сезону 1976 года начала действовать Школа реставратора. По договоренности мы приезжали на некоторые объекты реставрации Москвы, где что-то делали, в основном, конечно, не слишком квалифицированную работу. Но были и занятия со специалистами, которые рассказывали и показывали отдельные приемы работы. Поэтому к Соловкам уже многие определялись со своими специальностями. Да и способности молодежи можно было оценить.
Регулярно отряд выезжал в экскурсионные поездки по историческим местам Подмосковья и соседних областей. Причем ехали и те, кто только собирался в отряд: ведь первое собрание будущего отряда проходило уже в октябре-ноябре.
И была еще одна отрядная встреча, быстро ставшая традиционной. На майские праздники, обычно на 9-е Мая, в лесу проводился спортивный праздник-пикник. И вот об одном празднике 1978 года и будет рассказ. Даже скорее не рассказ, а показ, так как сохранилось довольно большое количество фотографий. Плюс еще одно любопытное событие.
Итак, май 1978 года. На электричке отправляемся по Киевской дороге в Лесной Городок (надеюсь, не путаю). Народу человек 25-30, и старые, и новенькие. Идем какой-то лесной дорогой минут 15.
Пересекаем по мосточку небольшой ручеек и выходим на довольно большую открытую площадку, останавливаемся на краю леса. И началась подготовка к соревнованиям. Вот руководство что-то задумывает
Здесь и парный футбол-гандбол: все игроки разбиваются на пары, и каждая пара связывается довольно длинной веревкой.
Здесь и бег в мешках.
И какие-то жмурки (сути игры уже не помню).
И бег парами: мальчик-девочка.
А болельщикам весело.
Потом немного посидели.
Попели песни…
Андрюша, играющий на гитаре, как раз приехал с какого-то слета самодеятельной песни, состоявшегося накануне, где выступил и стал каким-то лауреатом. Но была и потеря: ночью кто-то слегка наступил на гитару. К счастью, играть на ней все-таки было можно.
А потом и произошел тот самый эпизод. В какой-то момент на противоположном берегу ручья, метрах в 150-ти от нас появились две легковые машины. И небольшая компания организовала свой пикник. Но мы довольно далеко друг от друга, никто никому не мешает. Каждый из нас уже занимается своими делами, мы небольшой компанией пошли играть в обычный футбол. В какой-то момент замечаю, что от машин в нашу сторону направляются три человека: мужчина, женщина и ребенок. Кто-то поет у костра, мы играем, не обращая никакого внимания.
И тут кто-то подходит к нам и говорит: - Слушайте, вроде бы это Пугачева. Напомню, это год 1978-й. К тому времени Алла уже спела «Арлекино», уже спела и в «Иронии судьбы…», уже стала Борисом Горбоносом. В общем, уже звезда, но начинающая.
Естественно, футбол закончился, мы все отправились к костру, где кто-то играл на гитаре, кто-то подпевал, а «пришельцы» сидели и слушали. Смотрим: да, похожа, очень похожа, но сомнения остаются. Но спрашивать-то неудобно. Так и поем.
И в какой-то момент Она говорит: - Да, а у нас в ГИТИСе другие песни поют (если я не путаю, речь шла именно о ГИТИСе). И тут наша Танечка, самая-самая маленькая, своим звонким голоском с потрясающей интонацией наивности спрашивает: - А Вы тоже поете? Она широко улыбается, мы все дружно смеемся и понимаем: да, действительно это Алла Пугачева.
Естественно, сразу возникает желание узнать, какие же песни поют в ГИТИСе. Алла берет нашу поломанную гитару, садится поудобнее, и начинает петь.
Точнее, сначала сказала: - У нас принято песни кому-то посвящать. И я посвящу ее, - смотрит на окружающих, выбирает одного из нас, спрашивает, как зовут. Саша, - слышит в ответ. И поет песню, обращаясь к Саше.
Спела она две песни. Какие - не помню совершенно, но неизвестные. Играть на гитаре она не умела, по-моему, брала аккорды и проводила по струнам. Но снимки мы сделать успели.
По-моему, наша реакция была довольно спокойной, да раньше у костра никто никому и не хлопал, и не восторгался. Потом Алла отдала гитару, и песнопения продолжились. Про пришедших с ней Алла сказала, что это ее продюсер (было сказано какое-то другое слово, не помню точно, но суть в том, что это кто-то из организаторов концертов или такого типа). А с ним его дочь. Сейчас не могу сказать, возможно, это все-таки была Кристина. Но не знаю точно.
Потом мы что-то пели, помню, что песню «Спляшем, Пегги, спляшем…» Алла даже подпевала. И минут через20-30 они собрались к себе. Попрощались и кратчайшей дорогой отправились к себе. И тут произошел еще один запомнившийся мне эпизод.
Между нашими стоянками был тот самый ручей, который мы пересекали по мостику. Но мостик этот был существенно в стороне, и «пришельцы» про него не знали. Когда они отошли метров на 10, кто-то сообразил и закричал про мостик. Алла повернулась на 180 градусов и произнесла важным голосом: «Я не ищу легких путей». И отправилась прежним путем. Мы вдогонку пели сонет Шекспира, который не так давно прозвучал в исполнении Аллы (композитором был объявлен тот самый Борис Горбонос, читай: Алла Пугачева). Но на физфаке этот сонет был давно известен на музыку Сергея Никитина, который тоже уже спел в «Иронии судьбы…» вместе с Аллой. И нам такое исполнение нравилось, естественно, больше. И мы, стараясь, чтобы Алла услышала, громко пели:
Уж если ты разлюбишь, так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре…
Хотя вряд ли что было слышно и понятно, почему мы это поем.
И вот компания подходит к ручью, а мы все смотрим, как же они будут перебираться. И видим: мужчина снимает обувь, засучивает штаны и поворачивается спиной к Алле. Она обхватывает его за шею и вскарабкивается на спину. Он подхватывает ее и несет через ручей. Да, действительно, она не ищет легких путей.
А потом мы опять существовали независимо друг от друга. Время от времени я посматривал в сторону машин. Помню, что в какой-то момент они включили музыку, устроили танцы. Потом кто-то из них падал и скатывался кубарем чуть ли не в ручей. В общем, отдыхали по полной. Как, впрочем, и мы. Только кубарем у нас никто не катался. Максимум, тихо мирно спали.
Вот такое приключение. Кстати (а, может, и некстати), через какое-то время Танечка, задавшая свой вопрос, и Саша, которому была посвящена песня, стали мужем и женой, прожили к настоящему моменту вместе почти 30 лет, воспитали детей и сейчас уже воспитывают внуков. Ни на что не намекаю, просто констатирую факт.