Стругацкие и Аватар

Aug 06, 2010 14:52

 


Так уж получилось, что этот пост я пишу где-то через полгода после того, как его задумал. Но, может, оно и к лучшему, мнение мое с тех пор  слегка изменилось (хотя, как говорил старина Мюллер, "Отказ от своего мнения всегда дурно пахнет!")


В декабре прошлого года я, как и практически всё прогрессивное человечество, посмотрел суперраскрученный "Аватар". Красивые трехмерные джунгли, хвостатые синие человечки, мощнейшие взрывы (благодаря 3-хмерностипорой мне казалось, что горящие обломки летят прямёхонько в меня) и главное, идея мозгового управления биороботом, - всё это впечатлило. Разочаровал сюжет. Абсолютно линейно и предсказуемо. Собственно, еще в трейлере все уже было понятно. Плохие люди прилетают на Пандору, чтобы качать оттуда какую-то "пандорскую нефть", стоящую бешенные деньги. И вот незадача: прямо на месторождении поселились добрые аборигены. Но среди плохих людей находится один хороший. Его как раз отправляют наладить контакт с аборигенами и убедить их свалить куда подальше. Но он встает на сторону синих человечков, и они, объединившись, прогоняют плохих людей с Пандоры.
Всё. Ни больше, ни меньше. Остальное - красивые спецэффекты. Так что неудивительно, что Аватар пролетел мимо "Оскаров".

Ну это и так все знают... А пост о другом. Еще во время просмотра название "Пандора" показалось мне знакомым. Позже, я вспомнил, что так называлась одна из планет у А. и Б. Стругацких в недавно мною прочитанной книге "Полдень ХХII век". Через некоторое время в интернете появилось гневное письмо коммунистов, что де г-н Камерон опустился до низчайшего плагиаторства, что весь сюжет и мир его картины "содран" с миров вышеупомянутых мною авторов, а также других советских мастеров фантастики и что его, Д Кэмерона надо судить с позором, а его паршивую картину уничтожить. В общем-то я всегда с симпатией относился к коммунистическому строю, к советскому искусству и к самим коммунистам. Но некоторые их заявления настолько карикатурно нелепы, даже при соответствии их действительности, что они выглядят зачастую откровенно комично.

Так вот, значит, действительно, помимо названия планеты, в Аватаре заимствован еще и сюжет. Осталось только узнать, какой... И вот недавно я прочитал (точнее прослушал аудиокнигу) "Улитка на склоне". Она состоит из двух частей, "Управление" и "Лес". И та, которая "Лес", имеет следующий сюжет (если ОЧЕНЬ коротко). На планете Пандора (это следует из произведения "Беспокойство") человек, исследователь Леса, Кандид попадает в аварию и оказывается один в Лесу. Его выхаживают местные аборигены и он остается жить с ними. Но жить ему там нелегко из-за... как бы это сказать, манеры общения сожителей, от их сверхъестественной болтливости и чрезвычайной приверженности к застою. Ну это вообще говоря, неважно. Он пытается уйти из леса и найти людей. Это ему не удается, но он встречает так называемых "подруг", амазонок леса, которые, овладев таинственной властью над Лесом и способные управлять различными живыми существами, как роботами, хотят преобразовать планету и искоренить так называемую "деревню", то есть тех, кто выходил и приютил Кандида. Тогда Кандид возвращается и помогает "деревне" бороться против "подруг".



Повторяю, это очень кратко и, вообще говоря, очень субъективно, потому что каждый видит крайне затуманенный Стругацкими сюжет по-своему. Но всё же, заметно, что некоторые аналогии с Аватаром есть.

Но с другой стороны, ценность произведения наших фантастов вовсе не в сюжете, также весьма банальном. Куча аллегорий, таинственная атмосфера, психоделические метаморфозы, описание Леса, а главное, глубокий философский смысл. Каждая строчка заставляет задуматься. Каждая глава может создавать в сознании сразу несколько разных образов и вариантов понимания. При каждом перечитывании открываются новые детали, совершенно меняющие первоначальное представление об этом мире. И всё это воплотить в фильме было просто невозможно. К тому же, если бы даже и попытаться, такой фильм был бы обречен на провал. Над ним пришлось бы долго и много думать. А с такой концепцией большую кассу не наберешь. Люди предпочитают красивое и понятное странному и заставляющему думать. Так что Кэмерон сделал всё правильно!

Previous post Next post
Up