О правителях разными словами

Aug 09, 2020 14:14


Сегодня у нас тема - цитаты. Посмотрим же, какими словами описывали современники русских Императоров XIX века. Пять Императоров, одиннадцать суждений о них из самых разных источников.



Изображение с сайта fishki.net.


Александр I Благословенный (правил в 1801 - 1825 годах)

Александр Павлович, хоть и носит официальное прозвище «Благословенный», лично у меня особенных симпатий не вызывает. «Нашефсё», Александр Сергеевич, придерживался того же мнения. Десятая глава «Евгения Онегина» начинается следующими словами:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.



Портрет Александра I. Джордж Доу.

Но только ли Пушкин так считал? Отнюдь нет. Сам Бонапарт со временем стал презирать Александра Павловича. Однажды он сказал Меттерниху о русском Императоре:

«Наряду с его крупными умственными качествами и умением пленять окружающих есть в нем нечто такое, что я затрудняюсь определить. Это - что-то неуловимое, и я могу объяснить его, лишь сказав, что во всем и всегда ему чего-то не хватает».



Портрет императора Наполеона I. Андреа Аппиани.

Николай I Незабвенный (правил в 1825 - 1855)

Поэты, как мы уже увидели на примере Пушкина и увидим еще на примере Бальмонта, Императоров русских не любили. В случае Николая Павловича наиболее знаменитым ненавистником государя и его режима оказался не кто иной, как Федор Иванович Тютчев.

Например, он писал: «Чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злополучного человека». Тютчеву вторит Хомяков, говоря о николаевской «казенной» России:

В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна.



Николай I. Егор Ботман.

Но вот в начале 1855 года Николай Павлович заболел, а 18 февраля того же года он скончался. Тогда Тютчев, вместо того, чтоб приветствовать нового Императора и надеяться на изменения в устоявшемся режиме, написал едкую эпиграмму памяти почившего в Бозе Николая I:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.



Император Николай I на смертном одре. Владимир Гау.

Александр II Освободитель (правил в 1855 - 1881)

На эпоху Александра Николаевича пришелся расцвет русской литературы, в его правление были написаны главные работы Достоевского, «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстого, романы Тургенева… В первые годы правления он вызывал восхищение самого Герцена:

«Александр II сделал много, очень много; его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников. Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их. Этого ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут. <…> мы приветствуем его Освободителем»,

- писал Герцен после манифеста 19 февраля 1861 года.



Портрет Императора Александра II. Николай Лавров, 1873.

К концу правления Александра Николаевича в его адрес уже не высказывалось множество лестных отзывов, но после его кончины 1 (13)  марта 1881 года о нем жалели искренне. Вдова Федора Михайловича Достоевского, умершего за месяц до Императора, полагала, что если бы даже ее муж и оправился от своей болезни, то ненадолго:

«…его выздоровление было бы непродолжительно: известие о злодействе 1 марта, несомненно, сильно потрясло бы Федора Михайловича, боготворившего царя - освободителя крестьян; едва зажившая артерия вновь порвалась бы, и он бы скончался».



Покушение на государя 1 марта 1881 года. Автора выяснить не удалось.

Александр III Миротворец (правил в 1881 - 1894)

Александр Александрович, предпоследний российский монарх, личностью был противоречивой. Хорошим монархом его можно назвать лишь в том смысле, что он не начал ни одной войны, но так называемый «указ о кухаркиных детях» перекрывает все его достижения. Иногда у меня создается ощущение, что он делал все, чтобы оставить сыну страну в как можно худшем состоянии.



Портрет Александра III. Иван Крамской.

Прекрасным отцом, как тех же Николая Павловича или Николая Александровича, его назвать можно разве что с натяжкой. Ольга Александровна, конечно, вспоминает о нем только хорошее, но она все-таки его дочь, да еще самый младший ребенок. Не желая «портить» дочери Ксении свадьбу, Император скрывал свою болезнь. Чем это кончилось, известно. Дети остались без отца, причем младшей Ольге было всего двенадцать лет. Что-то я сомневаюсь, что, выбирая между веселой свадьбой и долгой жизнью отца, Ксения Александровна выбрала бы первое.

Лидия Алексеевна Чарская, несомненно, видевшая во время учения в Павловскоим институте посещение монархов, в своих «Записках институтки», рисует образ доброго и понимающего, богатырски сложенного «обожаемого Россией монарха».



Николай I среди институток. Автора выяснить не удалось. К сожалению, данная картина в своем роде единственная, и других Императоров с воспитанницами женских институтов не изображали.

Василий Осипович Ключевский, историк, в своих простых слова сумел передать всю сущность государя и его правления, одновременно его не оскорбив:

«…этот тяжелый на подъём царь не желал зла своей империи и не хотел играть с ней просто потому, что не понимал её положения, да и вообще не любил сложных умственных комбинаций, каких требует игра политическая не менее, чем карточная».



Николай II (правил в 1894 - 1917)

Многое, особенно в последние годы, было сказано о последнем русском государе Николае Александровиче. Одни обвиняют его во всем, в чем можно обвинить, а другие, наоборот, всяческие защищают. Разные мнения о нем были еще и при его жизни.



Портрет Императора Николая II. Эрнест Липгарт, 1900.

В «Днях Турбиных» Булгакова присутствует такая сцена:

«Шервинский. Позвольте слово! Вы меня не поняли! Гетман так и сделает, как вы предлагаете. Вот когда нам удастся отбиться от Петлюры и союзники помогут нам разбить большевиков, вот тогда гетман положит Украину к стопам Его императорского Величества государя императора Николая Александровича...

Мышлаевский. Какого Александровича? А говорит, я нализался.

Николка. Император убит...

Шервинский. Господа! Известие о смерти Его императорского Величества...

Мышлаевский. Несколько преувеличено.

Студзинский. Виктор, ты офицер!

Елена. Дайте же сказать ему, господа!

Шервинский. ...вымышлено большевиками. Вы знаете, что произошло во дворце императора Вильгельма, когда ему представлялась свита гетмана? Император Вильгельм сказал: «А о дальнейшем с вами будет говорить...» - портьера раздвинулась, и вышел наш государь».

А чуть позже Николка восклицает: «Все равно. Пусть император мертв, да здравствует император! Ура!.. Гимн! Шервинский! Гимн! (Поет.) Боже, царя храни!..»



В то же время знаменитый поэт Константин Бальмонт отзывался об Императоре далеко не лестно. В своем почти пророческом стихотворении «Наш царь» он всячески порочит государя:

Наш Царь - Мукден, наш Царь - Цусима,
Наш Царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.

Наш Царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.



Скорее всего, 1914. Слева направо: Николай Александрович, Алексей, Татьяна, Мария, Ольга, Александра Федоровна, Анастасия.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Задание #70 - Редко, но метко

Литература, XIX век, Романовы, XX век, Россия, #31деньлета

Previous post Next post
Up