Практичный и функциональный, близкий к природе и экологичный, шведский дизайн - одна из первых и, пожалуй, главных ассоциаций со страной. Он кажется очень современным, но его корни уходят еще в 19 в. В 1899 г. шведская писательница Эллен Кей опубликовала эссе "Красота для всех", где впервые сформулировала важную для всего последующего шведского дизайна концепцию. Эстетика быта, утверждала Кей, напрямую влияет на качество жизни. Окружите себя красотой - и ваша жизнь станет лучше. Идеи Кей в 20 в. развили несколько поколений творцов, сформулировав основные принципы шведского дизайна.
1. Доступность для всех
В конце 1920-х стоящие у власти социал-демократы объявили курс на строительство «Народного дома". Архитекторам и дизайнерам предлагалось разработать новый стандарт жилой среды, который бы пришелся по вкусу большинству и помог минимизировать классовые различия. Начался массовый выпуск красивых и недорогих вещей, доступных для большинства. Экономический успех демократичного дизайна до сих пор приносит миллионы таким шведским компаниям, как IKEA и H&M, появившимся в 1940-х.
2. Практичность и функциональность
В центре современного шведского дизайна - человек и его потребности. Каждый элемент имеет свою функцию, каждый предмет наделен смыслом и призван улучшить жизнь его обладателя. Удобство, практичность, эргономичная конструкция, рациональная планировка - вот признаки хорошего дизайна по-шведски.
3. Ничего лишнего
Лаконичные формы и выверенные линии шведского дизайна - безусловное наследие функционалистов, завещавших каждому элементу дизайна осмысленную функцию и исключавших избыточность и нерациональное украшательство. У каждой вещи есть свое предназначение.
4. Верность традициям
В любом, даже суперсовременном шведском доме можно найти старинный подсвечник, бабушкин стул или миску с барахолки. Дома из современных материалов выкрашены, как и 300 лет назад суриком - фалунской красной краской. Связь поколений важна для шведского самосознания и органично считывается в убранстве дома. Старое и новое сочетаются - поскольку в их основе схожий набор базовых принципов.
5. Простота как новая роскошь
Результатом массового воспитания вкуса, начатого в начале прошлого века, стало весьма своеобразное отношение шведов к роскоши. Роскошь для шведов - это долгая прогулка в лесу, вид на воду из окна и лаконичный интерьер, где есть все необходимое и нет ничего лишнего. Социальная и экономическая стабильность позволила воплотить в жизнь давнюю шведскую мечту: иметь небольшое количество действительно качественных, удобных и одновременно красивых вещей. То, что иностранцы восприняли бы как минимализм, в самой Швеции скорее назовут словом «лагом» (шв. lagom). Шведский принцип «лагом» - то есть умеренности во всем - призывает отказаться от ненужного, не ограничивая себя в привычном комфорте. Чистые линии, простые формы, не загромождённые пространства - основа шведского понимания прекрасного.
6. Близость к природе и экологичность
Тесная, почти мистическая связь с природой - одна из основ шведской идентичности. Привычка к созерцанию заставляет шведов искать гармонию и красоту в интерьерах и предметах, а природные мотивы дают дизайнерам нескончаемую пищу для творчества. Обилие света, цвета, живых растений и природных материалов в шведском интерьерном дизайне несет в себе и чисто утилитарную функцию - они создают для жителя северных широт, вынужденного долгие месяцы проводить в помещении, необходимое ощущение единства с природой.
Не менее важна экологичность. В дизайне интерьеров и общественных пространств в приоритете - энергоэффективные технологии (например, энергосберегающие лампы или экономичные краны, умные системы вентиляции и отопления). Шведские дизайнеры идут в ногу с запросами покупателей на более экологичные товары, справедливые условия труда на производстве, энергоэффективные технологии и перерабатываемые материалы.
7. Инновационность
Шведские архитекторы и дизайнеры идут в авангарде, придумывая дом для человека будущего, - уже не только на территории Швеции, но и по всему миру. Они проектируют умные города, разрабатывают новые материалы, создают понятные оболочки для инновационных технологий, внедряют и помогают человечеству осваивать удобные электронные сервисы. Инновационный подход иногда позволяет и полностью переосмыслить уже, казалось бы, привычные предметы. Так, например, дизайнеры из Мальмё сконструировали новый вид велосипедного шлема Hövding в виде воротника с подушкой безопасности, раскрывающейся при падении.
Источник: ru.sweden.se