Параграфы о Томасе Море были одними из самых скучных что в школьных учебниках, что в институте. Со школьных времен в памяти остался портрет человека в причудливом головном уборе, после института - тоскливый конспект "Утопии". Можно сказать, назрела необходимость, и тут я увидела ролик "Человека на все времена".
Конечно, Томас Мор не стал решающим фактором. Я заочно влюбилась в этот богатый, красочный фильм с восхитительным актерским составом, судите сами: Венди Хиллер, Роберт Шоу, Джон Херт, Ванесса Редгрейв, Орсон Уэллс, Сюзанна Йорк, Пол Скофилд, Лео МакКерн (в моем порядке). К тому же, фильм года, по мнению Американской киноакадемии. Вобщем, заказала на clas.ru и стала считать дни.
Сразу скажу, цветовой гаммой насладиться мне не дали - копия оказалась не то, чтобы черно-белая, но уж точно не цветная. Ужасно обидно. Но это стало не единственным разочарованием.
Фильм начинается незадолго до назначения Мора лордом-канцлером, в году, стало быть, 1529-м. Большая печать лорда-канцлера (ее так часто показывают крупным планом, что в конце-концов можно считать, что она - один из главных героев) переходит к Мору от впавшего в немилость кардинала Уолси (раздувшийся безобразный Орсон Уэллс, отличная роль, на самом деле). Мор с самого начала заявляет, что не поддержит реформаторские начинания Генриха VIII.
Впрочем, основное внимание сосредоточено на вопросе развода Генриха с королевой Екатериной (Англии требуется наследник, а Екатерина не способна). Мор придерживается твердой позиции: разводиться нельзя, и все тут. После объявления Генриха главой Англиканской церкви, Томас Мор складывает с себя полномочия лорда-канцлера (большая печать цепляется за его платье и никак не желает сниматься) и не приходит на свадьбу Генриха с Анной Болейн (молодая, нежная и прекрасная Ванесса Редгрейв). Генрих обижается.
Фокус заключается в том, что Мор с этого момента погружается в молчание. Не осуждая открыто деяния короля, он, тем не менее, не желает принести присягу - как все считают, из-за повторного брака монарха. Мор молчит и не отрекается от своего не озвученного мнения - только говорит, что ему совесть не позволяет. То есть, всей Европе понятно, что Мор короля не одобряет, но как именно не одобряет и за что - никто не знает. Мор молчит. Молчит в Тауэре, лукавствует на допросах: вы, мол, можете воспринимать мое молчание, как угодно, но доказать ничего не сможете, потому что я молчу.
Дальше известно что - лжесвидетельство, приговор, "умираю как добрый слуга короля, но в первую очередь - Бога" и канонизация в 1935-м.
У тех, кто еще продолжает читать отзыв, прошу прощения за легкомысленный тон, - это оттого, что фильм мне не понравился. Помимо бетонной образности и непрекращающихся крупных планов (подчеркивается портретное сходство, я полагаю), сам главный герой не вызывает иных чувств, кроме раздражения и нормальной человеческой жалости в конце (но никак не восхищение стойкостью духа). Вероятно, сказывается мое поверхностное знание темы, но в этом смысле фильм нисколько не помогает. Главный герой выглядит как обыкновенный упрямец, его взгляды непонятны, а то, что понятно, не вызывает живого отклика. Повторю, основной проблемой заявлено отношение ко второму браку короля, а Реформация так, где-то рядом. В интерпретации Скофилда, Томас Мор не расставался со страдальческой миной Совести Эпохи (или Человека, Опередившего Свое Время - их легко перепутать). Грустным всепрощающим голосом произносит он высокие слова, позаимствованные, подозреваю, у Мора же (именно произносит, как произносят речи, ну, не знаю, в Парламенте). Непросвещенному зрителю предлагается поверить, что этот малосимпатичный персонаж - ни много, ни мало, - человек на все времена. Где доказательства?
Остальные актеры великолепны. Генрих VIII в блистательном исполнении Роберта Шоу - монарх, музыкант и сифилитик, человек необузданного нрава; Венди Хиллер в роли суровой, неграмотной, но любящей жены Мора (я бы давала актрисе "Оскары" только за одно лишь появление на экране, но как раз ей "Оскара" и не дали), Джон Херт в роли иуды Ричарда Рича, продавшего друга за прокурорство. Актеры замечательные, и ради них картину стоит смотреть. Плюс остается надежда, что в нормальном качестве фильм предложил бы и другие поводы для восхищения.