Последний свидетель (최후의 증인/The Last Witness) Реж. Ли Ду Ён, 1980
Детектив О Бён Хо расследует убийство крупного провинциального винодела Ян Даль Су. Под подозрением оказываются люди, пострадавшие из-за Яна почти тридцать лет назад.
Мрачный детективный триллер, поставленный по одноименному роману Ким Сон Чжона, самого знаменитого корейского автора детективов в 70-90 годы. Фильм долгое время был известен лишь своей печальной судьбой - перед выходом на экраны он был сокращен на треть (вырезаны 50 мнут из 158) и провалился в прокате. После реставрации в 2002 году получил признание кинокритиков, но не столь масштабное, как заслуживает.
Вряд ли сознательно претендующий на это сравнение, фильм по многим причинам достоин называться корейским нуаром. Главный герой, формально работающий на полицию, на самом деле - типичный частный сыщик hard-boiled детектива: современный рыцарь-одиночка, упорством и кулаками прокладывающий путь к справедливости, достижение которой в итоге никому не приносит счастья. Действие разворачивается в унылых провинциальных интерьерах, в злачных местах и на стылых корейских просторах; в картине много ночных сцен, сигаретного дыма и экспрессионистских ракурсов. Сближает с нуарами даже послевоенное настроение: несмотря на то, что прошло уже достаточно времени после окончания Корейской войны, ее отпечаток отчетливо виден и на судьбах героев, и на облике эпохи.
Способная напугать продолжительность фильма на поверку не оказывается испытанием. Энергичный монтаж, колоритные персонажи, интересный сюжет и неожиданные киноассоциации (см. подписи к кадрам) держат внимание до самого - невероятно эффектного и невероятного в западном нуаре - финала.
Must see.
Кадры не всегда следуют в хронологическом порядке
Главный герой в блестящем исполнении Ха Мён Чжуна. Говорят, актер был выбран на нетипичную для него роль - до этого фильма снимался, в основном, в мелодрамах.
Детектив шагает по Корее. Погода в фильме, на сторонний взгляд, кажется поздне-осенней, но если придерживаться хронологии картины, это, скорее всего, январь, причем 1981 года (в начале фильма мелькают газетные заголовки об убийствах, произошедших за несколько месяцев до основных событий, и в газетах это июль 1980-го). Ближе к концу фильма празднуется соллаль, корейский новый год по китайскому календарю, который пришелся на 5 февраля 1981. Поскольку все действие занимает от полутора до двух месяцев, получаем стартовый январь.
Главный герой мерзнет все два с лишним часа экранного времени, холод лишь усугубляется. Я помню еще только один корейский фильм, где погода была таким же полноправным участником сюжета - "Я видел Дьявола" Ким Чжи Уна, где зима становилась все жарче по мере приближения героя к персональному аду.
Кадр из начала картины. Похоронный кортеж на пути героя. Сцена является символичной - это далеко не последняя встреча детектива со Смертью.
Каждый из второплановых и даже эпизодических героев обладает своим характером, непременной отличительной чертой, что совершенно поразительно, учитывая, как мало экранного времени достается некоторым персонажам. Сейчас детектив О направляется на встречу с родственниками очередного подозреваемого. Женщина, с которой будет говорить детектив, сама по себе не важна сюжету. И тем не менее, по украшениям на деревьях около дома мы будет знать, что эта женщина - шаман.
Femme fatale Korean style
Та же роковая женщина "почти 30 лет назад". Актрису Чон Юн Хи в свое время называли корейской Монро, но в этом фильме она - Монро, не осознающая своей сексуальной привлекательности.
Режиссер Пак Чхан Ук в этой сцене отмечает сходство Чон Юн Хи с актрисой Ким Тхэ Ри, которую Пак выбрал на роль в своей "Служанке".
В "Последнем свидетеле" Чон Юн Хи играет северную кореянку, оказавшуюся в Южной Корее из-за того, что в годы войны отец взял ее на фронт вместе с собой. Ситуация кажется совершенно невероятной, учитывая, что героиня отнюдь не является отважным бойцом or smth. Она просто украшает суровый быт отца. Который, заметьте, не изменяет горделивой позе бесстрашного воина даже во время бомбежки (на скриншоте).
Военные действия происходят в горах, где отец (он в кадре) попутно спрятал сокровища.
Гордый военначальник, отправившийся захватывать другую страну и сопровождающая его дочь; горы и сокровища: мой первый "Агирре" в корейском кино ))
Сокровища, кстати, нашли
Еще одна женщина в жизни главного героя. Мне нравится, как серебрится в этой сцене вода.
Как я говорила, в фильме очень много ночных сцен, а также великолепна работа со светом. Этот эпизод, например, освещен словно по заветам великого Рембрандта. Кстати, обитель героя, которого разыскал детектив, настолько похожа на дом невольного свидетеля в "Матери" Пон Чжун Хо, что я уверена в цитате.
Хочется также упомянуть неожиданное режиссерское решение ближе к концу фильма. Предсмертная записка одного из подозреваемых озвучена в стиле пхансори, "народной корейской оперы". Звучит саундтреком к этому кадру, в частности.
Приятного просмотра всем, кто.