Недавно посмотрела забавный корейский фильм о путешествии во времени (천군/Heaven's Soldiers, 2005), который ни в коем случае не рекомендую по причине его непобедимой трешевости; меня, однако, зацепил один момент, о котором раньше совсем не задумывалась. По сюжету, солдаты северо- и южнокорейской армий попадают в Чосон второй половины XVI века, где сталкиваются с молодым еще Ли Сун Сином, будущим главным военным героем и спасителем корейской нации от вполне возможного полного уничтожения в ходе Имчжинской войны. В смысле известности, адмирал Ли Сун Син для южных корейцев - это как для нас Суворов, Кутузов, Жуков и все остальные столь же знаменитые военачальники вместе взятые; разница в том, что интерес и уважение к великому флотоводцу в РК - не пустая формальность. Корейцы любят своих героев искренне, преданно и не только по праздникам. Давно осознав эти факты, не задумывалась, может ли быть по-другому в Корее Северной, и чуть не подскочила от неожиданности, когда персонажи-северокорейцы в "Небесных воинах" не только не проявили энтузиазма по поводу встречи с Ли Сун Сином, но и с трудом вспомнили, кто он такой. Естественно, задалась вопросом, насколько фильм извращает реальность - оказалось, что совсем не.
Можно предположить, что корейские Север и Юг изначально не отличались в плане отношения к заслугам адмирала. Показателен, например, тот факт, что менее чем через месяц после начала Корейской войны, 13 июля 1950, в КНДР был учрежден Орден Ли Сун Сина, вручаемый за военно-морские подвиги (не знаю, как быстро награда нашла своего героя, ибо северные потомки блестящего морского военачальника потеряли во время Корейской войны значительную часть флота). В северокорейских исторических трудах вплоть до середины 60-х годов имя адмирала упоминалось в самом положительном контексте; в качестве примера можно привести исследование Чхве Гиль Сона "Военно-морские силы КНДР в период Имчжинской войны" (1964), в котором автор отдавал должное новаторству (корабль-кобуксон), героизму и патриотизму флотоводца. Словом, в то время Ли Сун Син был источником для вдохновения трудового народа КНДР.
Однако с конца 1960-х годов северные корейцы стали охладевать к Ли Сун Сину, что было связано с закреплением учения чучхе в статусе официальной государственной идеологии и установлением культа личности Ким Ир Сена, исключавшего любые другие культы. Прежде относившийся к Ли Сун Сину с дружелюбным нейтралитетом, лидер КНДР в 1967 году высказался в том смысле, что помимо Ли Сун Сина были у страны и другие - многочисленные - герои, а именно - простой народ, о подвиге которого забывают пред ликом великого адмирала. Дальше - больше: современные строители коммунизма были провозглашены героями почище некоторых устаревших адмиралов не из рабочее-крестьянского класса.
Северокорейские историки подхватили высказывания вождя и быстренько переосмыслили роль личности. В новых учебниках истории утверждалось, что Ли Сун Син хоть и бил успешно японских вторженцев, в качестве представителя класса угнетателей сражался, собственно, за угнетателей, а его патриотизм был ограничен в том смысле, что страна, которой он служил, была страной загнивающего феодализма, а не страной трудового народа. Кроме того, новая партийная установка на 20 лет лишила северокорейскую историческую науку интереса к Имчжинской войне.
Возвращение Ли Сун Сина пришлось на вторую половину 1980-х, когда идеология чучхе стала вырождаться в оголтелый национализм. По мере того, как корейская нация начала превосходить все остальные нации в мире в силе духа и верности традициям, забывалась классовая принадлежность вчерашнего ограниченного патриота и становилась актуальной принадлежность национальная. Разумеется, главными народными героями оставались вечный президент Ким Ир Сен и наследовавший ему Ким Чен Ир, а из исторических персонажей на первый план вышел мифический прародитель корейской нации Тангун, чье захоронение своевременно нашлось недалеко от Пхеньяна (непрерывная связь с великими предками приобрела первостепенное значение). Но и статус Ли Сун Сина постепенно был восстановлен.
Судя по всему, к началу 2000-х реабилитация героя Имчжинской войны была полной и окончательной: в 2004 году вышел северокорейский телефильм о гордости нации кобуксоне, а на встрече с южнокорейским министром по делам объединения Чон Дон Еном в июне 2005 года Ким Чен Ир признался, что с большим удовольствием посмотрел южнокорейскую историческую драму "Бессмертный Ли Сун Син" (2004-2005, 106(!) серий). Кстати, "Небесные воины", похоже, были сняты в связи с этой встречей, где обсуждалась ядерная программа КНДР: фильм вышел в июле, сюжет строился вокруг уничтожения северокорейской ядерной боеголовки. Документальные кадры, которыми начинается картина - это историческая первая встреча лидеров двух Корей в 2000 году. Ли Сун Син подразумевается как исторический персонаж с большим объединительным потенциалом. Южнокорейцам в принципе мила сентенция о том, как Ли Сун Син горестно смотрит с небес на разделенную родину.
Таким образом, отношение к великому адмиралу в Северной Корее менялось в зависимости от политического заказа, что не гарантирует стабильности и в дальнейшем. На сегодняшний день последняя тенденция пока в силе: так, в честь празднования дня рождения Ким Чен Ира в феврале 2016 года (смерть вождей не препятствует радости по поводу их рождения) в Пхеньяне состоялась премьера спектакля о флотоводце. В полном успехе представления, думаю, можно не сомневаться.
Несколько материалов по теме (на корейском языке):
1 2 3