Молодожены Стефан и Валери останавливаются в пустующем отеле в Остенде, куда некоторое время спустя приезжает загадочная графиня Элизабет Батори с компаньонкой. По утверждению управляющего отеля, графиня нисколько не изменилась за последние сорок лет. Молодожены, ожидающие встречи с матерью мужа, знакомятся с графиней, и она испытывает двусмысленный интерес к молодой жене Стефана.
Необычная для вампирского кино история, наполненная эротическими лесбийскими и садистскими сценами, вряд ли придется по вкусу нам, адептам классического сюжета. В ней при желании можно увидеть не вампирскую тематику, а указание на вампирический подтекст сексуального вожделения, например, или на сатанинское начало однополой любви, или... что вы еще хотели узнать о сексе, но боялись спросить?
Вот что увидела я.
Меня заинтересовало, что о дьявольской природе женской пары не говорится открытым текстом, да и вообще практически не говорится. Этот факт, в основном, показывается, признается визуально. Хотя "признается" сказать неверно, потому что ни один из визуальных образов невозможно воспринимать однозначно: они дают основания думать, что графиня и ее спутница - вампиры, но не утверждают этого. Так, например, укусы на шеях девушек в равной степени похожи на след от сильного поцелуя; плащ Элизабет Батори напоминает легендарный плащ Дракулы, но выглядит вполне современно; ее лицо никогда не отражается, но кажется, что графиня просто занимает неверное положение относительно зеркала - ее руки видны в нем; и хотя сочные яркие губы женщины часто показывают крупным планом, у нее никогда не вырастут острые клыки. В фильме практически нет крови, но о ней напоминают, помимо прочего, красный цвет шарфа юной компаньонки, красный цвет платья графини, кровавый закат. Иногда кажется, что зрителя специально вводят в заблуждение, предлагая поверить в историю про вампиров. И прелесть этого фильма для меня как раз заключается в его обманчивости, двойственности, ведь на все можно смотреть по-разному, и однажды понять, что человек человеку вампир.
Кроме удовольствия от этой игры (уверена, что создатели фильма не имели ничего подобного в виду, но про визуальные образы - истинная правда), фильм зачаровал удивительной эмоциональной музыкой Франсуа де Рубе; в памяти остались холодный дождливый город, заставивший вспомнить о Венеции Николаса Роега (в его более позднем шедевре "А теперь не смотри"); совпадения, в духе его же фильма; подавляющая пустота величественного отеля (какой там Кубрик); похожая на Марлен Дитрих графиня, чье лицо становится то моложе, то старше при различном освещении. За этими приятными воспоминаниями туманный смысл содержания фильма перестает волновать благодарного зрителя.
К слову, Элизабет Батори (Эржбета Батори) - реальный исторический персонаж. Родилась в Трансильвании в 1560 году в знатной семье. С детства страдала психическими заболеваниями и отличалась диким нравом и садистскими наклонностями, которых не смягчили ни замужество, ни материнство, ни любовницы. Эржбета изощренно истязала слуг - в основном, молодых девушек, а позже, не ограничиваясь пытками, с изобретательной жестокостью убивала крепостных. Говорили, что впадая в исступление, Эржбета грызла свои жертвы зубами, отрывая куски плоти от их груди и плеч. Несколько попыток уличить ее окончились неудачей, но в 1611 году графиня была практически поймана с поличным. На суде был предъявлен ее дневник с описанием 650 убийств (странно, что его не переиздали). В ходе слушаний выяснилось, что у графини была еще одна соучастница, которая посещала кровавые оргии в мужском платье и называла себя Стефаном (заметьте!); ее личность установить не удалось. Графиню замуровали в ее собственном замке, оставив в стене лишь узкую щель для передачи пищи. Там она прожила три с половиной года и умерла 21 августа 1614. Позже получила статус первой женщины-вампира и прозвище графини Дракула. К счастью, эта зверюга не имеет ничего общего с ангелоподобной Элизабет из фильма.