Jun 27, 2012 16:59
Синопсис ММКФ в лоб разъясняет подноготную героини, называет время и место действия, однако сам фильм, как это происходит у Петцольда, переносит зрителя в некую реальность, координаты которой необходимо улавливать самому по визуальным ориентирам и скупым диалогам героев. Вместо безликого города - колорит неряшливой позднесоветской провинции, однако эффект, по сути, один: герои Петцольда по-прежнему находятся в пространстве, кажущуюся реалистичность которого взгляд режиссера обнажает до потусторонности. Обшарпанный городок на краю [германской] земли, главной достопримечательностью которого является колония для несовершеннолетних, исполняет функции Чистилища в его ультракафкианском варианте. Грехи героев остаются тайной (за исключением истории одного доктора, достоверность которой сомнительна), однако малейшее отклонение от существующих, но также не озвученных правил, приводит к неизбежному наказанию - так, героиню, исчезнувшую на несколько часов из поля зрения Штази, подвергают унизительному досмотру. Внутренней силе героини Хосс, позволяющей дистанцироваться от серости и ублюдочности городка, противопоставлен путь раскаяния и смирения, мягко пропагандируемый влюбившимся в Барбару персонажем Рональда Зерфельда. На уровне архетипов это воспринимается сражением существ хтонического* и небесного, из борьбы которых рождается космос.
"Барбара" кажется наиболее очевидным и притчевым из всех фильмов Петцольда, однако отнюдь не опускается до банальности. Более яркая образность фильма не противоречит узнаваемому стилю режиссера - это, без натяжек, фильм Кристиана Петцольда и никого другого. Впечатляющая картина, стоит идти :)
*Не преувеличиваю: Барбара не только сопротивляется установленным порядкам, но ее частые прогулки по лесу, как правило, сопровождаются непогодой.
films,
miff