Два хоррора-1969

Sep 04, 2007 17:38



La residencia
Реж. Нарсисо Ибаньес Серрадор

В школе для трудных девочек происходят загадочные убийства.

Этот фильм более всего известен своим влиянием на Дарио Ардженто и его "Вздохи"; во время просмотра размышляла, не привлек ли он последнего, в том числе, и активными кивками "Психозу" - влияние хичкоковских фильмов на раннего Ардженто очевидно. В самом деле, "Пансион" - довольно любопытное переосмысление Хичкока: Серрадор использует центральный конфликт Матери-сына, перефразирует сцены "Психоза" (душ, мумия матери), до предела насыщает свой фильм саспенсом (увлекаясь, увы, эффектностью скрипящих дверей), а также заимствует у Хичкока обманную структуру фильма, когда один жанр неожиданно сменяется другим (а "главная героиня" также неожиданно погибает). В данном случае, психологическая period-драма превращается в сексуальный триллер, и во второй своей части заметно выигрывает, т.к. садо-мазохистские психо-игры у Серрадора спекулятивны и плоски (ударная сцена издевательства над новой ученицей столь же отвратительна, сколь и нелепа). Ближе к концу картина набирает темп и становится более интересной в зрительном плане: режиссеру прекрасно удается передать кошмар замкнутого пространства, до предела наполненного темнотой. Увы, ошеломляющая разгадка "Пансиона" выглядит сейчас не более, чем курьезом - благодаря одному современному фильму, назвать который было бы окончательным спойлером.

Un tranquillo posto di campagna
Реж. Элио Петри

Художник-авангардист медленно сходит с ума в загородном доме.

Первое предложение практически исчерпывает сюжет, остается лишь добавить, что грядущее сумасшествие отягощается местной легендой об умершей молодой графине, призрак которой мерещится Франко Неро, а также напряженностью отношений с меркантильной "земной" любовницей. Однако фильм если не завораживает, то смотрится с интересом - хотя бы как художественно и крайне изобретательно показанный распад личности. Очертания реальности часто приобретают авангардно-геометрические черты, как на картинах главного героя, особенно это заметно в сценах снов и по цветовым пятнам, на которые обращает внимание персонаж Франко Неро - так постепенно образуется представление, как видит мир прогрессирующий шизофреник. Находясь в тотальном тупике, он пытается поймать реальность, принудить ее оставить след на своих полотнах - эта одержимость выражается даже буквально. Жанровые рамки фильма размыты, он не является типичным хоррором или джалло, однако, наверное, вполне состоятелен как поджанровая история о haunted house: до однозначной развязки линия призрака может толковаться двояко.

giallo, films, dario_argento, hitchcock, horrors

Previous post Next post
Up