Casanova (1927)
Реж. Александр Волков
Заинтересовалась этим фильмом во время просмотра док. сериала (писала
здесь, там же несколько кадров). Увы, качество записи оставляло желать много лучшего, и мне не удалось насладиться пате-колором - за исключением нескольких эпизодов ближе к концу фильма, когда неожиданно прорезался цвет, восхитительный и бесподобный. Даже по этим мгновениям можно понять, насколько красив и необычен был фильм (скриншоты дают лишь отдаленное представление о его мерцающем, мягко-цветовом визуальном решении). Удивительно, как до сих пор "Казанову" не выпустили на ДВД - он того стоит. Легкий, стремительный, ажурный, смешной - он захватывает внимание с первых кадров. Города и страны, костюмы и любовницы кружатся в восхитительной карусели; главный герой успевает побывать в Венеции, Риме, Австрии, и даже влюбить в себя Екатерину II в снежном Санкт-Петербурге. Снято в основном статичной камерой, однако отдельные эпизоды и монтаж позволяют понять, почему Волков произвел впечатление на Абеля Ганса. Много забавных штрихов; например, хороша сцена, в которой посыльный ищет дом Казановы: он спрашивает прохожего, но тот глух, посыльный кричит во весь голос, но тот все равно не слышит - зато распахиваются окна близстоящих домов, и все девушки, как одна, показывают в сторону искомых апартаментов.
Замечательный фильм, обязательно бы включила, как минимум, в
десятку года.
Человек с ружьем Eternal Love (1929)
Реж. Эрнст Любич
В законопослушной швейцарской деревне охотник Маркус - wild child, он же настоящий мужчина - влюбляется в племянницу пастора. Она отвечает ему взаимностью, но не слишком горячо, и после праздничной ночи пьяного Маркуса соблазняет настырная крестьянка, давно положившая на него глаз.
Последний немой фильм Любича, с Джоном Бэрримором и Камиллой Хорн, в роли крестьянки - забытая Мона Рико, красивая, живая, отчаянная девушка, отдаленно напоминающая Клару Боу. Entertainment в чистом виде: добротно, живописно, переживательно; к музыкальному сопровождению добавлены звуковые эффекты (звон колоколов, стук в дверь, ружейные выстрелы) - как часто случалось в предзвуковом кино. Несколько чисто Любичевских моментов: например, великолепная сцена соблазнения, когда режиссер дает понять, что в комнате присутствует обнаженная женщина - но взгляд объектива вообще не прикасается к ней. Однако, за исключением любовного треугольника, это совершенно не Любичевский сюжет, и всю картину не оставляли мысли, как пронзительно и тонко снял бы ее Шестрем, и как хороша была бы в роли главной героини Лиллиан Гиш.