День, в древней Руси- как единица времени считался различно.
В Новгороде Д. считался в 12 часов,
да и в Москве в XV веке, по-видимому, тоже в 12 часов, как это можно заключить из известия о смерти митрополита Филиппа I.
В XVI и XVII веках существовало такое расписание, по которому самый короткий ноябрьский день продолжался не более 7 часов, а самый длинный июньский - 17 часов. При равноденствиях день считается в 12 часов.
По этому расписанию отправлялись церковные службы, но оно было отменено синодом в 1722 году с заменой прежних часов общеевропейскими, причем началом дня сделалась полночь, т. е. 12 часов пополуночи.
Конец дня возвещали особым знаком, что называлось "отдачей часов"; это было, вероятно, вроде теперешней вечерней зори.
---
Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе 1846.
стр 85
Ст.10- Вечерняя зоря с церемониею и без церемонии. Общая вечерняя зоря.
§ 291 В лагере вечерняя зоря бъется в 9 часов вечера;
когда же сумерки наступают ранее девяти часов вечера, в таком случае зоря бъется с закатом солнца.
§ 292 Если в лагере находится несколько полков, то при отправлении вечерней зори,
все бои должны приниматься от того полка, при коем присутствует старший в лагере начальник.
§ 293 При вечерней зоре с церемониею командуют дежурные, принимая команду от дежурного по лагерю.
Если в лагере находится несколько дивизий, то команда принимается от дежурных по дивизиям;
дежурный же по лагерю не командует.
см далее
§ 294--§ 317
Эллинистическая гептаграмма дней недели- Западная Европа Между I и III столетиями Римская империя постепенно заменяет восьмидневный римский базарный цикл на семидневную неделю.
Объяснение астрологического порядка дней недели дали Веттий Валента и Дион Кассий
(Джеффри Чосер дал аналогичное объяснение в своем Трактате об астролябии).
По данным этих авторов, принятый порядок является одним из принципов астрологии.
Согласно ему, небесные тела последовательно друг за другом главенствуют в течение одного часа, и так продолжается круглые сутки.
Согласно Веттию Валенте, первый час дня начинается на закате солнца, что следует из греческой и вавилонской договорённостей(?!).
Lundi Понедельник- день Луны- Monday (Moon day)
Mardi Вторник- день Марса- Tuesday
Mercredi Среда- день Меркурия- Wednesday
Jeudi Четверг- день Юпитера( ну и отмечаем для себя звучание- "джуди"- "жиди")
Vendredi Пятница- день Венеры Thursday
Samedi Суббота- день Сатурна Saturday (Satur'n' day)
Dimanche Воскресенье- fr -день Бога /eng -день Солнца- Sunday ( Sun day)
Английский, подобно большинству германских языков, сохраняет оригинальные языческие солнечные ассоциации этого дня.
Отсюда и происходит современное Sunday.
Во многих других европейских языках, включая романские языки, это название изменилось на эквивалентное «день Господа»
(основанное на церковной латинской фразе Dies Dominica).
Для сравнения: в испанском и португальском Domingo, во французском Dimanche
Суббота (Сатурн): Англо-саксонское Sæturnesdæg (произносится [sæ.tur.nes.dæg] или [sæ.tur.nes.dæj]).
Единственный день недели, в котором латинское имя божества не было переведено на германский.
Статья чрезвычайно интересная и большая, и мне нет смысла ее перепащивать всю.
Но прошу заметить там раздел про названия дней недели на Кавказе и особенно - ссылки на Кроноса, в древне-грузинском языке и на шаббат- в сванском!
Иврит, как современный новодел- можно спокойно выбросить из той таблицы.
Но надзиратели над педией - ставят его первым, и даже не по алфавитному порядку.