Да́на - гипотетическая богиня воды в славянской мифологии, покровительница рек, ручьев и водоемов. Также ее именами могут быть Диванна, Дивония, Дева, Дива.
Click to view
В народных верованиях.
Даниил Лепкий в разведке «Весенние обычаи, обряды и верования на Руси» писал: «Все Русалки слушают одной старейшей дамы, которую простонародье в своих рассказах называет Дева или Дана. Мне кажется, что присуще имя ее есть Дана, потому что с тем именем очень часто можно встретиться в народных песнях, даже в коломыйках. Тота старейшая госпожа Русалок будет иметь что-то общее с богиней Даной, или будет ею самой. Дана очень красивая: волосы у нее золотые, глаза ясные как солнце, а тело белое как цвет лилии.
Она не выходит никогда из воды, только в полдень на Русалочью Пасху.
Раз встретил ее молоденький царевич, сын царя из-за синего Дуная…
С тех пор живет Дана в большом счастье, ласкает и спит с ним на цветущем ложе из крестного барвинка.
Другие Русалки приносят им каждую ночь много всяких цветов, развлекают их, забавляют своими танцами, а порой сажают на золотую тележку и возят к луне по глубокой воде»
В фольклоре и обрядности.
Польский историк Йоахим Лелевель (1811) писал о средневековых сообщениях по поводу славянской мифологии, ссылаясь на польского историка XV-XVI веков Мацея Меховского: «Все это повторил Меховита с описанием, обогащенным словами, и адресовал Леле и Полеле, матери Леде, заимствованной у греков)
Но при этом сделано замечание, что на Руси( Украине) поют «Лада, Лада», а мазуры( Польша) покрикивают «Дана Дана, Дада Дада»
Российский этнограф и фольклорист Иван Снегирев в 1-м томе «Русских простолюдных праздников и суеверных обрядов» (1837) также замечал: «Меховита замечает, что как в России поют „Лада, Лада“, так мазуры восклицают „Дана, Дана, Дада, Дада»»
По словам Григория Илькевича, среди других суеверий на свадьбе, которых было большое количество, среди простонародья на Волыни и в некоторых окрестностях Галиции господствовал следующий: перед венчанием родные проводили обоих молодоженов в овин или сарай.
Дружки несли брачный наряд господина молодого, а подружки - невесты, а один из родственников - две кружки чистой воды.
По дороге пели: «Ой Ладо, Ладо, ой Дана, Дана, идем к господину, к господину Водану; чтобы нас очистил и нас блогославил». Придя к овинам, дружки и подружки выходили за дверь, запирали ее, и оставались только родственники молодых. Молодожены раздевались совсем догола. Молодую поливали женщины, а молодого - мужчины, одевали в брачную одежду, скакали вокруг них и пели: «Ой, Дана, Дана, хороший наш паныч, хороша и панна». С этим выходили из овин и пели, идя в дом: «Видели-сьмо, бачили-сьмо, сам Зиве, блогославил нас».
На Галичине этот обычай исчезал и производился только тайно, а на Волыни Илькевич сам был его свидетелем 1820, близ Буга.
Он полагал, что исследователи древностей должны объяснить, что значили божества Ладо, Дана, Водан (Нептун?), Зив( Зевс?).
Слова «Ладо, Дана, Дина» слышались в унылой песне, которую пели девушки, когда лепили так называемые балабухи для гадания на день святого Андрея.
По словам Илькевича, украинские девушки держали эти песни в большом секрете и никогда бы не стали петь в присутствии мужчин.
По данным Василия Кравченко, в селе Забродье Житомирского уезда, если черви нападали на скот, то в направлении на восход прилепляли навоз- коровяк, придавливали верхушку камнем и говорили: «Диванна-панна, тогда я тебя отпущу, как у моей коровы выпадут черви». При лечении тяжелобольного человека обращались: «Диванна-дева, прошу твоей ласки, или дай тело, или прими мощи». По другому известию, записанному корреспондентом Российского географического общества Михаилом Кривошапкиным, на Волыни на закате заламывали одуванчик, приговаривая: «Диванна-панна, смотри, чтобы у моей серой коровы высыпались черви!»
В трудах этнографов.
Сравнивая славянскую и другие европейские мифологии на предмет женского божества воды, Николай Костомаров пришел к выводу о существовании у восточных славян подобного божества.
Свое заключение он аргументировал, приводя названия рек: Двина, Дунай, Дон, Днепр (Данаприс) и припев в обрядовых песнях: «дана, дана». Он сравнил корни этих слов с западнославянскими именами Девона, Деванна, Дзеванна и кельтским Дивоном, заключив, что корень и аналогичное божество должны были сохраниться и у восточных славян, что выразилось в вышеприведенных гидронимах и припевах.
Дойна
Димитрий Кантемир первым (1715-1716) засвидетельствовал в письменной форме существования мифонима Дойна, считая, что «это название употреблялось у даков вместо Марса или Беллоны, ибо оно предшествует всем песням, воспевающим храбрость, и связано с пением, который молдаване обычно исполняют перед началом своих песен».
Взгляд современных ученых
Некоторые современные ученые критично относятся к выводам Костомарова.
По данным современной лингвистики, гидронимы Дон, Днепр (сюда же Днестр, Донец и др.) имеют иранское происхождение - от ос. don, авест. dānu-, санскр. dấnu-. Гидроним Дунай имеет кельтское происхождение (Dānuvius), вероятно, родственный вышеуказанному корню. Гидроним Двина имеет другой корень, никак не связанный с вышеуказанными, пока не имеющий общепризнанной удовлетворительной этимологии.
По мнению Николая Зубова, имена Дева, Девона, к которым апеллирует Костомаров, стремясь обосновать свои построения, являются не именами какого-то отдельного женского божества, а эпитетами Мокоши по эллинскому образцу.
Тем временем украинский языковед Михаил Худаш писал: «По мнению о том, что культ женского божества, у праславян по имени Dana, в античной мифологии - по имени Diana, в индийской ведической мифологии - по имени Danu, в древней кельтской мифологии - по имени Danu, зародился и развился еще в первобытно-общинной матриархальной среде на праиндоевропейской или праарийской языковой почве, приводит нас не только убеждение в том, что культы едва ли не всех славянских женских языческих божеств - еще из периода обожествления в первую очередь женского начала жизни»
#DEI
#ДИВО
#ДЕОС