Jun 09, 2022 18:27
А вы помните, как в школе вас заставляли ЗАУЧИВАТЬ НАИЗУСТЬ куски СОВПРОЗЫ типа Койкого, и нетленки Толстова и Чехова?
Бррр...
Я сегодня вспомнил.
И - БРРРР!
Нет, чтобы заучивать гекзаметры из Илиады и Одиссеи... СОВПРОЗА! Убиться веником!
----------
----Литературу в качестве отдельной дисциплины стали изучать в советской школе не сразу, с середины 1930-х годов.
Пристальное внимание к изучению литературы совпало с резким разворотом государственной идеологии СССР - от всемирно-революционного проекта к национально-имперскому консервативному проекту.
Школа перестраивалась вместе со страной и стала (не забывая о своей социалистической сущности) отчасти ориентироваться на дореволюционные гимназические программы.
Литература, во многом формировавшая гуманитарный цикл русских гимназий, заняла центральное место и в советском учебном процессе. Первое место в табеле и дневнике школьника.---
-----догмы советской идеологии, которым учили в школе, получали на уроках литературы непререкаемый авторитет, ибо «наши идеи» (как выражались теоретики) подавались в качестве многовековых чаяний всего прогрессивного человечества и лучших представителей русского народа. Советская идеология, таким образом, воспринималась как коллективный продукт, выработанный общими усилиями Радищева, Пушкина, Гоголя, Белинского и многих других, вплоть до Горького и Шолохова.----
---Любой классический текст превращался в полигон для применения идей социализма к тем или иным вопросам и ситуациям.
Изучая в семилетней школе творчество, например, Н.А. Некрасова, учитель стремится не рассказать ученикам о поэте и его творчестве, а закрепить идеологический постулат: до революции крестьянину жилось плохо, после революции - хорошо. К изучению темы «Некрасов» привлекаются современный советский фольклор, стихи Джамбула и других советских поэтов и даже Сталинская конституция [Самойлович 1939]. Темы только что введенных в школьную практику сочинений демонстрируют тот же подход: «Богатыри старорусские и богатыри СССР», «СССР - наш молодой вишневый сад»
Главные задачи урока: выяснить, как поведет себя ученик на месте того или иного персонажа (смог бы я, как Павка Корчагин?), - так создаются шаблоны поведения; и научить, как нужно думать на ту или иную тему (верно ли думал Павка о любви?), - так создаются шаблоны мышления.
Результатом этого отношения к литературе (обучение жизни) оказывается «наивный реализм»,
который заставляет воспринимать книжного героя как живого человека - любить его как друга или ненавидеть как врага.
---С началом войны патриотическая струя стала основой советской идеологии, причем любовь к Родине смешивалась с любовью к коммунистической партии, ее вождям и лично к товарищу Сталину. Писателей школьной программы поголовно объявили пламенными патриотами, изучение их творчества свели к заучиванию патриотических лозунгов, которые нарезало из классических текстов новое поколение литературоведов. Фразы, кажущиеся непатриотическими (в духе лермонтовского «Прощай, немытая Россия...»), следовало считать патриотическими, поскольку борьба с самодержавием, а также любое указание на отсталость русского народа продиктованы любовью к Родине.----
И ПОЭТОМУ ВСЯ
ТАК НАЗЫВАЕМАЯ "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА",
ПРЕЛОМЛЕННАЯ ЧЕРЕЗ СОВЕТСКУЮ ШКОЛУ-
ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫБРОШЕНА НА ПОМОЙКУ!
РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ НАДО
ПЕ РЕ УЧ РЕЖ ДАТЬ!
Но сначала надо перевешать всю путинскую вертикаль и
выгнать всю советскую учительскую сволочь из процесса обучения.