Нельзя обсуждать историю религии, как будто это социалистическое соревнование
в версии пархатриарха Кирюхи "Кто быстрее построит" или "верю - не верю"
Это очень сложный экономический и политический процесс, изучение которого осложняется отсутствием достоверных источников и созданием многочисленных фальшивок в 17, 18 и 19 веках.
Двадцатый век не слишком помог, но укрепил в сознании людей эти упрощенные фальшивки, как "достоверные источники".
Из жития
св Людмилы Чешской (860 г), например, известно, что в Чехии в 9 веке - "Константинопольское православие", как "греческая церковь" уже считалась архаичной и выходящей из моды - несмотря на это Людмила и ее муж Борживой Первый стали первыми крещеными язычниками-правителями по политическим мотивам (были крещены около 871 года епископом Мефодием в Велеграде, при дворе князя Святополка 874-885), хотя Людмила воспитывала внука в восточно-православных(греческих традициях), позже он перешел к традиции "немецкой",западной, тоже по политическим мотивам.
Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала XII века, а в Восточной Словакии не прерывалось никогда.
В 1063 году в Оломоуце была образована отдельная католическая епархия.
В XI веке в Чехии и Моравии начинают строиться многочисленные католические церкви, а также замки, которые становились центрами защиты христиан от набегов язычников.
В это время в Чехии особенную роль в развитии системы образования и культуры играли католические монастыри.
Чешские земли находились в духовном окормлении бенедиктинцев, цистерцианцев и премонстрантов.
В Моравии в XI веке особую роль в развитии церковной и общественной жизни сыграл оломоуцкий епископ, дипломат и политик Йиндржих Здик.
В XII веке начала развиваться чешская литература.
Наиболее значимым литературным явлением этого времени является
сочинение «Чешская хроника» пражского хрониста декана католического собора святого Вита Козьмы Пражского.
XIII век характеризуется возникновением в Чехии споров между церковной и светской властями, а также установлением между ними определённых отношений. Пражский епископ Андрей провёл переговоры с князем Чехии Пржемыслом Оттокаром I о том, что Католическая Церковь получает налоговые отчисления в размере одной четверти. Получив значительные преференции, Католическая Церковь в Чехии приобрела некоторую независимость от светской власти. Среди наиболее значимых церковных деятелей этого времени известны святая Агнесса Пражская, монахиня и дочь чешского короля Пржемысла Оттокара I, а также блаженная Здислава, занимавшиеся благотворительной деятельностью среди больных и нуждающихся. В 1232 году святая Агнесса Пражская основала первую больницу в Праге.
Католическая Церковь в Чехии в это время имела огромное влияние на сферу образования и культуры. Значимой фигурой в культурной жизни Чехии и Моравии стал историк оломоуцкий епископ Бруно фон Шауэнбург. XIII и XIV века отмечены повышением роли Католической церкви в жизни чешского общества.
В это время в Чехии стали появляться нищенствующие монашеские ордена францисканцев и доминиканцев. Во время правления Карла IV в Чехии стала формироваться собственная церковная иерархия.
В собственности Католической Церкви скопились более трети чешских земель, что привело постепенно в будущем к социальному протесту чешского населения.
Стремление к большей независимости и в частности к возрождению славянского богослужения привело в начале XV века к гуситским войнам.
После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году, Чехия вышла из повиновения Римско-католической церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы( но все это весьма условно- не забывайте!).
Считается, что "гуситы искали союза с Православной церковью".
В 1451-1453 годах в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских «утраквистов» (или «подобоев», которые ратовали за причащения под обоими видами) с Православной церковью.
В 1451 году Константинополь посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелика, представивший от имени чехов «Книгу веры». Исповедание гуситов было признано вполне православным и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство.
Завоевания Константинополя турками в 1453 году прервало начатые переговоры.
Гуситы стали после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI веке вошли в союз с немецкими протестантами
23 ноября 1620 года Фердинанд II начал в Чехии Контрреформацию.
В марте 1621 года гуситское и кальвинистское священство было выслано из Чехии.
В 1622 году на иезуитов, преподававших в Карловом Университете, была возложена задача католической проповеди среди чешских последователей реформации.
В страну стали прибывать католические миссионеры, пытавшиеся обратить в католицизм местных жителей.
И так далее.
***
Как видите, процесс нелинейный и вовсе не означает, "кто первым схватил- того и тапки".
И, насколько мы знаем чехов- "христианами" в полном смысле этого слова они так никогда и не стали,
оставшись язычниками, поклоняющимся отрезанным головам, рукам, ногам, костям и прочим частям тел, а также- башмакам, щепкам, пояскам и обрывкам ткани - как и большинство условно "православных" жителей Российской Империи, СССР, РФ.