Мирон Брониславович Нарбут.
Шляхта околичная(застенковая)
Шляхта застенковая, или как ее повсеместно на Литве называют - околичная, наиболее распространена в Лидском повете[1], в парафиях[2] Эйшишки, Радунь, Лида, Нача, Заболоть, а также в других околицах, в деревнях, что протянулись в несколько десятков домов, где живет только шляхта, иногда даже одной фамилии, например: Едка, Чапля, Вильканец, Болтич, Сонгин, Поветовский и др.
Околицы эти лишь немногим отличаются от обычных деревень парабчанских[3] своим построением: с одной стороны улицы стоят жилые дома, амбар, колодец с журавлем, огороженное подворье; с другой стороны - овин, конюшня и хлев для домашних животных и птицы. Отличия имеются только в жилых домах.
В доме шляхтича имеются сени, одна дверь из которых ведет в гостиную - комнату с большими окнами, с деревянным или глиняным полом, побеленными стенами, на них образа Спасителя, Богородицы, Святых апостолов , у некоторых портреты Костюшки или князя Иосифа Понятовского. Возле стен стоят лавки, покрытые килимками (коврами без ворса), или несколько старосветских кресел, столики простые или полированные, а иногда со столешницей в клетку для игры в шашки. На столике может быть колода старых истрепанных игральных карт и несколько книжек духовного содержания, жизнеописания святых, изредка какая-либо светская книжка - стародавняя Хроника, Морфей - сонник или История про Мелюжино. (История про Мелюзину)
За гостиной - вторая комната, которая называется альковом, где стоят комоды (сундуки) с одеждой, бельем. Одновременно альков был спальней для хозяев. Под иконой Матери Божьей Остробрамской бережно хранится за шторой старый парабеллум и пара пистолетов, как память о предках.
Из второй половины сеней дверь ведет в большую избу (хату), где обитает прислуга - с маленькими окнами, глиняным полом (током): печь только с дымоходом, называемая пекарней. Изба эта ничем не отличается от обычной литовской крестьянской избы.
Сразу же со входом в сени имеется кладовая (камора), где хранятся съестные продукты и разные хозяйственные запасы. Во всех шляхетских дворах сохраняется одинаковая планировка, с разницей только в том, что в некоторых домах вместо алькова есть еще одна комната. В дворах - сады, где под плодовыми деревьями стоят ульи, а на клумбах цветут ромашки (камелии) , календула, пионы, астры, зеленеет рута, мирт, мята перечная.
В таких домах живет общество шляхетское: деды, отцы со взрослыми сыновьями, дочери с малыми детьми. Все вместе работают, собственными руками обрабатывают часть земли, полученную ими по наследству, ту, которая кормит их, которую они любят. Очень редко шляхтич продает свое селище, хотя бы ему и обещали хорошо заплатить за него.
Одежда застенкового шляхтича отличается покроем от крестьянской сермяги. Чаще всего носят короты из самотканого или фабричного сукна в складки (фалды) сзади , наподобие тарататки, или сюртук длинный ниже колен, камзол, цветной платок и сапоги. Шляхтянки носят платья из цветного перкалю или из шерсти, чепчики и шляпы. Девушки (паненки) ходят без головного убора. Во время полевых работ, особенно в жатву, шляхтянка застенковая всегда одета в платье, широкополую соломенную шляпку и нитяные перчатки.
Вся семья с патриархальным укладом слушается хозяина. Ей чужды роскошь, потребности ограничены. Уже несколько лет как свободная от подати шляхта не знает бедности. А старательный шляхтич имеет хороший запас денег, который по обычаю с давних времен вкладывает под проценты более богатому гражданину, не веря сберегательному банку и другим российским институтам. В такой шляхетской семье всегда было единство и спокойствие. Простая искренняя вера , набожность и гостеприимство, любовь к отечеству - это во все времена характерные черты застенкового шляхтича.
Молодежь в костел чаще всего едет верхом на лошадях, пожилые мужчины и женщины - в бричках. Если шляхтичу приходится идти пешком, то сапоги он несет на палке, а, приближаясь к цели своего путешествия, обувает их, а делает это ради одобрения окружающих. Пьянство и разгильдяйство редко встречаются среди шляхты, однако чаще пьянство, которое наиболее втянувшихся приводит к самоубийству.
Ежедневная пища шляхетская отличается от пищи крестьян большим разнообразием блюд. На беседах и поминках, свадьбах, крестинах, торжествах и т.п. - огромное разнообразие пищи, богатый выбор блюд. На столах кроме водки (горелки) и пива появляется медовуха и кислое вино с ближайшего местечка, у более богатых - кофе и чай. Танцы шляхты - это уже не подпрыгивания и вихляния, а полонез, англез, вальс, голопала, временами мазурка и овертас. Кроме божественных песен, в пору веселья приятно послушать песни, что поют мужчины : "Курдэш над Курдэшами", "Сядзіць заяц пад мядзьведзем" и другие. Или девушка запоет: "Выйдзі, выйдзі, прыгожая, з хаткі" , " Тыя некалькі бяроз" , "Чаго вочкі заплакала", "Страціўшы шчыгла" и т.д. , которые для патриота родной земли являются примером текста и мелодии.
Шляхта застенковая Лидская всегда держится дома и хозяйства, редко выезжает за границы повета, поэтому часто в разговорах с людьми пользуется довольно искаженной польской речью, которая имеет особый, только ей характерный провинциализм и обороты речи. Например:
"Мусі быць в тым лесе веверкі ест?" - (Наверно, в том лесу белки есть?) ;
"Як я в бабкі паньской служыл і сядзел в столе пшы вечежы" - (Когда я служил у старой пани, я сидел за столом во время ужина).
На вопрос : "Пане, чы сон юж ксенжа в косцеле?" - шляхтич отвечал: "Ту сон вшыстке народы, але не вшыстке обычае" (что означает: "Здесь люди разных занятий, но духовенства нет").
На вопрос одной гражданки:
"Пані, ці добра аддала дочку замуж?" - (Пани, удачно ли Вы отдали дочь замуж?) ,
шляхтянка ответила:
"Ласне я пані не мувіла? За Мядовскего" - (Разве я Вам не говорила? За Медовского).
"Чы добже ?" - (Хорошо ли?)
"Ат, добже, недобже, ды пшынаймней, пільнаваць не тшеба" - (Ай, хорошо - не хорошо, да приятнее, стеречь не нужно).
После дожинок, осенью, в дни Всех Святых, шляхта правит поминальные службы о душах всех умерших родных. Эти службы в парафиях, где живет шляхта, правятся каждый день в течение месяца и приносят немалый доход пробащу. После службы гости обычно приглашаются на целый день и за рюмкой вспоминают про достоинства и приключения умерших, про лучшие времена, в которые они жили.
Шляхта Лидская симпатизирует Франции и верит, что только с ее помощью Край вздохнет. Вера эта глубокая и исходит из памяти старшего поколения, что помнит еще Великую Армию Наполеона, которая перемещалась через Литву в Россию. При приближении французов ни одного москаля в Литве не было. Помню, однажды вернулся я из Вильно. Пришел ко мне сосед шляхтич застенковый Буйко за новостями из города. И когда я его оповестил, что вышел указ, чтобы сыновья граждан, имеющих сто душ, обязательно служили на воинской или штатской службе, Буйко с большой уверенность сказал: "Если так, то будет война, даю пану слово!" Спрашиваю: "Откуда такая уверенность и почему должна быть война?" Ответил: "Француз этого не стерпит!" Я промолчал на такой убедительный аргумент.
Преследования и нажим на застенковую шляхту проводился ликвидацией ее шляхетства, записью в единоличники и призывом в рекруты. Потерявшая веру и ободранная чиновничеством, с памятью от дедов и отцов про свои давние равенства и свободы, когда шляхтич на совете был уважаем наравне с воеводой, шляхта замкнулась в себе и старательно берегла в своих сердцах во всех поколениях любовь к Отечеству и дух святости к нему, а в обычаях домашних - народные традиции с давних пор. Если бы писатели исторических повестей хотели правдиво обрисовать посполитую шляхетность, то срисовывать ее нужно было бы с натуры самого старшего по возрасту представителя шляхты Лидской.
После развала Речи Посполитой и раздела Края шляхта Лидская мало заботилась о науке и обучении своих сынов. Изредка посылала их в школы пиарские при своих костелах, что финансировались из разных частных фондов, пока те не были забраны в казну российскую. Иногда отдавали их слугами ксендзам-профессорам или более богатым паничам студентам, с которыми вместе учились в школах. Эти шляхетские сыновья по окончании школ поветовых чаще всего работали в канцелярии повета и не раз занимали высокие ступени в чиновничьей иерархии, не теряя при этом полностью черты народного духа Речи Посполитой. Другие поступали в семинарии светских ксендзов или арендовали мелкие поместья. Шляхтянки в кляштарах обучались профессиям и работали служанками и аптекаршами. Повсеместно обучение шляхтича и шляхтянки застенковой ограничивалась знанием катехизиса, умением читать, писать и считать. Знания получали у шляхтича, который зимой снимал комнату в доме или от местного органиста. Однако большая часть шляхты вообще не умела писать.
Лидская шляхта всю Литву обеспечивала экономами, наместниками, писарями поветовыми. Из ее окружения были органисты, садовники, ключвойты (ключвойт - избранный представитель от жителей всего ключа. Ключ - большой двор, который делился на фольфарки и застенки. Есть следы самоуправления таких ключей. Например, в Радзивиловских дворах. Из Словаря русско-кривского под редакцией В. Ластовского. Примечание переводчика с польского языка). Ремеслами и торговлей, как и раньше, шляхтич не занимался. На воинскую службу в русскую армию также не нанимались, разве что под принуждением, когда были выведены в единоличники.
Во времена, когда шляхта застенковая лидская жила лучше, чем обычные граждане, т.е. па пол-пански, возникла потребность воспитания детей высокообразованными людьми, и шляхта отправляла своих детей не только в школы, но и в университеты. Дочерей, чаще всего из семей экономов, обучали в частных пансионатах. Девушки затем работали гувернантками, а некоторые, выйдя замуж за богатого человека, поднимали из упадка всю свою обедневшую семью.
В 1831 году и последнем восстании 1863 года шляхта застенковая поставляла наибольший контингент молодежи в народные ряды, несла последние гроши на пожертвования ради Края, поэтому шляхта застенковая терпела наибольшие преследования со стороны правительства. Сжигались усадьбы, отнимались поместья и целые семьи шляхетские этапом отправлялись в Сибирь или вглубь России, даже без вины, достаточно было доноса первого жандарма или полицейского, что хранится оружие или что когда-то в застенке укрывали повстанца. Так, в Лидском повете в Детворовской парафии уничтожена целая околица Щуки и несколько других.
Сосланная в Россию, насколько я мог видеть, шляхта застенковая отличалась трудолюбием, учтивостью, милостью к вере дедов-прадедов своих и глубокой верой в близкое воскрешение и будущую признательность Отчизне. Не сломленный преследованиями дух не однажды возбуждал уважение у самих москалей. В ссылке в России шляхтич чаще всего принимался за ремесло и даже занимался мелкой торговлей.
В тюрьме в Вильно в кляшторе св. Петра встретил шляхтича застенкового из-под Лиды Стефана Вильбика. Он набирал добровольцев для отряда Людвика Нарбута в Лидском повете и доставлял скот. Арестованный русскими с мандатом Правительства Народного, был заключен в тюрьму и отдан под военный суд. Сохранял полное спокойствие и силу воли и никого не скомпрометировал. У коллеги по тюрьме , который мне его представил, Вильбик спрашивал: "Скажи, пан, какой мне может быть декрет?". "Могут повесить" - отвечал тот. Задумался немножко Вильбик, но через минуту спросил: " А буду ли я в истории?". "Обязательно. История пересказывает потомкам имена всех, кто в заслугах перед Отчизной" - ответил тот. На что Вильбик энергично сказал: "Хвала Богу - пусть вешают!". Позже его выслали на каторжные работы в Сибирь.
Примечания переводчика на русский:
[1] повет - уезд.
[2] парафия - церковный приход.
[3] парабчанский - крестьянский (парабак - батрак тут ударения могут ставиться двояко, в зависимости от района).
Дворяне-однодворцы
ДЖЕНТРИ
Кто такие джентри
Значение слова «джентри» - богатый, знатный, благородный. Это слово имеет французские корни, а позже так стали называть отдельное сословие в средневековой Англии. В новое сословие вошли младшие сыновья богатых родов. Согласно законам наследования, они не имели имущественных прав на неотчуждаемые /майоратные/ земли, а довольствовались скромными наделами. Разорившиеся крупные землевладельцы, успешные купцы, богатые горожане или зажиточные крестьяне, купившие себе право именоваться дворянами - вот кто такие джентри. Положение этих представителей нового сословия не было четко обозначенным, как например, положение рыцарей или крестьян. Нетитулованные помещики были выше обычных йоменов, но не были настолько знатными, чтобы именоваться лордами. Такой промежуточный статус потребовал особого обозначения социальной роли людей. Слово джентри - это наиболее подходящий термин для обозначения нового социального класса.
Становление сословия джентри
Сумев приспособиться к капиталистическим отношениям в Англии 16-17 века, джентри стали проводниками новых экономических отношений в английской деревне. Путем секуляризации церковных земель, отчуждения собственности беглых или погибших лендлордов и самозахвата общинных территорий, представители нового сословия постепенно увеличивали свою земельную собственность. В отличие от йоменов, джентри не занимались тяжелым крстьянским трудом. Получение капиталов с земельных наделов велось двумя путями. Землю такие помещики сдавали в аренду крестьянам - то есть, получали плату с фермеров за ренту. Второй путь получения прибыли джентри - это обработка собственных земельных участков с привлечением наемных рабочих. Оба метода являются традиционными для капиталистической модели экономического развития. Вырученные таким образом средства вкладывались в торговлю или производство, тем самым расширяя и укрепляя новую модель экономических отношений.
Влияние джентри на политику и экономику Англии
Из сословия джентри вышли многие политические деятели тех времен, в том числе и предводители парламентской оппозиции, которые выступали против абсолютизма Стюартов. Джентри - это Дж. Пим, О. Кромвель, Дж. Хемпден и другие политики, которые начинали преобразования в Англии. Новые дворяне стали главными союзниками молодой буржуазии, так как преобразования позволили резко увеличивать земельную собственность джентри. Революция позволила отменить «рыцарское держание», и земельные самозахваты под действием новых политических законов превратились в полную частную собственность джентри. Вкладывание капиталов в торговлю и производство позволяло получать прибыль за сравнительно короткие сроки.
Итоги появления джентриКапитализация позволила наиболее обеспеченным дворянам нового типа получать в будущем звания и титулы, которые раньше разрешалось иметь только потомственным представителям высшего сословия. Многие представители нового сословия дали начало городской буржуазии, а большинство из них так и остались мелкопоместными нетитулованными дворянами, которые традиционно поддерживали консерваторов и играли важные роли в органах местного самоуправления
УОРКИ( кабардинский "благородный")
Адыгская аристократия (по-кабард. благородный) - составляли в Кабарде особое сословие, по своему отношению к князю и к земле всего более отвечавшее понятию служивых людей Московского государства.
У. имели право оставлять своего князя и переходить к другому; у них не было других земель, кроме тех, которыми князь наделял их в награду за службу. В зависимости от того, у кого они служили - князя или узденя -У. распадались на несколько классов. Наибольшим значением пользовались так наз. беяслан-У., т. е. княжеские. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907