О Гражданском Кодексе для РФ и стран СНГ, разработанном в духе римско-голландского права.(1)

Mar 24, 2020 16:09

 Решил сохранить здесь, пока не зачистили.

КАК СОЗДАВАЛСЯ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС Республики Казахстан



М. Сулейменов,
директор НИИ частного права,
председатель Казахстанского международного арбитража,
академик Национальной академии наук,
доктор юридических наук, профессор


Как начинался Гражданский кодекс

В чем прелесть гражданского права? Эта наука не зависит от политического строя. Везде есть договор, право собственности и юридическое лицо - хоть в Древнем Риме, хоть в США, хоть у нас. Многие мои научные труды были посвящены договору, и меня в прошлые годы ругали за то, что я мало внимания уделял плану. А я план просто отсекал. Это считали аполитичным, меня даже в ЦК вызывали. Но спасло то, что партийные чиновники не осмеливались критиковать, поскольку ничего в нашей науке не понимали, не врубались. Я даже статью опубликовал в «Вечерней Алма-Ате» в 1990 году - «Невостребованная наука».

А потом вдруг оказалось, что гражданское право - наука самая востребованная! Экономические отношения, которые в советское время были придушены, вдруг ожили, и оказалось, что без гражданского права жить просто невозможно. Мы с профессором Юрием Григорьевичем Басиным работали со всеми премьер-министрами и многими министрами. Когда в Москве собрался первый Съезд народных депутатов СССР, казахстанская делегация выглядела бледновато, и меня командировали в Москву, где мне пришлось наших народных избранников просвещать: что такое собственность, аренда. Для них это было полным откровением.



Темпы жизненных изменений в странах СНГ и в Казахстане были в то время просто колоссальны. А экономическая ситуация менялась прямо на глазах. Все это и обусловливало частое изменение законодательной базы. Это отражение объективной реальности. Я в качестве примера обычно привожу 1991 год, когда мы только писали закон о собственности, я в то время читал лекции для юристов и говорил им, что через 5 лет акционерное общество будет главной формой в нашей экономической структуре. Но тогда такого термина, как АО, просто не знали. Приходилось объяснять студентам и практикам такие понятия, как акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, акция. В 1993 году, когда принимали Конституцию, говорили, что это вечная Конституция. Я выступил и сказал, что через 3 года мы ее, по меньшей мере, изменим, а то и новую примем. В 1995 году мы приняли новую. И в этом ничего страшного нет, потому что это жизнь, реальность. Поэтому я и говорю, что все эти многочисленные изменения порой совершенно обоснованны. Когда мы писали Гражданский кодекс, мне довольно часто приходилось бывать в Голландии, так как нам помогали в этой работе голландские юристы и, в частности, Министерство юстиции и Верховный суд Голландии. Для этой работы ими был специально выделен Комиссар по Гражданскому кодексу. Интересно, что Голландия до сих пор еще принимает свой Гражданский кодекс. Она его принимает уже в течение 40 лет. 9 книг они приняли и 3 находятся еще в стадии разработки. Вот такими темпами принимают там законы. Я им говорю: «Извините, но у нас столько времени нет, чтобы мы 40 лет Гражданский кодекс принимали. Нам максимум три года на Общую часть...». Потом я еще добавил: «Скучно к вам приезжать. Вот я был у вас 5 лет назад. Через пять лет приехал, все то же самое, ничего не изменилось. Какая была Голландия, так и стоит Голландия, тот же городок, тот же университет, те же студенты, те же преподаватели, все то же самое - скучно. Что за жизнь?! То ли дело у нас. Мы не знаем не только того, что у нас будет через 20 или 40 лет, мы не знаем, что будет через месяц».

К разработке Гражданского кодекса в Казахстане мы приступили, когда была уже создана мощная законодательная база, было принято более 250 законов, многие из которых касались экономической реформы (законы о собственности, предприятиях, хозяйственных товариществах, налогах, банкротстве, банках, биржах и т.д.). Значение этого кодекса заключалось в том, что он должен был лечь в основу новой концепции экономического законодательства.

В Казахстане проект Гражданского кодекса был принят в первом чтении в ноябре 1993 г., и рабочую группу постоянно стимулировали к тому, чтобы мы его закончили и в декабре вынесли для окончательного рассмотрения. Но мы этот процесс затормозили, причем вполне сознательно, так как чувствовали, что еще не готовы к принятию кодекса в целом. Главным образом (если быть откровенным) мы ждали проекта кодекса Российской Федерации.

В проектах гражданских кодексов Республики Казахстан и Российской Федерации очень много общего, и это естественно, так как оба проекта базировались на Основах гражданского законодательства. Хочу напомнить, что Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик еще 30 января 1993 г. постановлением Верховного Совета Казахстана были введены в действие на территории республики. Таким образом, они являлись у нас действующим законом; более того, мы даже записали, что в случае противоречия между Основами и Гражданским кодексом Казахстана 1963 г. действуют Основы законодательства. Для нас это было принципиально важно, так как мы хотели, не дожидаясь принятия гражданского кодекса, законодательно закрепить принципы новой рыночной экономики, которые включены и в проект гражданского кодекса. При этом нам удалось, как мне кажется, разрешить многие проблемы, в частности, свободы договора и равенства субъектов, защиты предпринимательства, новые подходы к собственности.

Принятию ГК предшествовала большая подготовительная работа. Руководители рабочей группы по разработке проекта ГК (Басин Ю.Г., Сулейменов М.К.) участвовали в разработке Модельного ГК стран СНГ, поэтому многие нормы являются схожими или однотипными с ГК РФ и других республик СНГ.

Проект ГК сначала готовился по заданию Верховного Совета с 1991 г. группой ученых-цивилистов под моим руководством, а затем в рамках проекта Всемирного банка «Развитие правовой базы в Казахстане». Рабочая группа формировалась нами самостоятельно, и ее состав все время менялся: сначала 18 человек, по Договору с Верховным Советом - 7, окончательный состав - 13 человек. Постановлением Кабинета Министров РК от 19 октября 1994 г. № 1173 проект ГК (Общая часть) был внесен на рассмотрение Парламента РК. Инициатором законопроекта назван Президент РК, состав рабочей группы был обозначен в следующем составе:

1)  Сулейменов Майдан Кунтуарович - руководитель рабочей группы, директор Института государства и права НАН Республики Казахстан, член- корреспондент НАН Республики Казахстан, доктор юридических наук (руководитель);

2)  Басин Юрий Григорьевич - профессор Казахского Государственного национального университета им. аль-Фараби, доктор юридических наук (заместитель руководителя);

3)  Диденко Анатолий Григорьевич - заведующий кафедрой гражданского права КазГУ им. аль-Фараби, доктор юридических наук, профессор;

4)  Покровский Борис Владимирович - старший научный сотрудник Института государства и права НАН Республики Казахстан, кандидат юридических наук;

5)  Каудыров Толеш Ерденович - председатель Национального патентного ведомства, кандидат юридических наук;

6)  Тазутдинов Рашат Салахович - кандидат юридических наук;

7)  Худяков Алексей Иванович - заведующий кафедрой административного права КазГУ им. аль-Фараби, кандидат юридических наук;

8)  Жанайдаров Искандер Уразович - доцент Карагандинского университета, кандидат юридических наук;

9)  Мукашева Кульгайша Вахитовна - доцент КазГУ нм. аль-Фараби, кандидат юридических наук;

10)    Ихсанов Урдагали Кажгалиевич - судья Конституционного суда Республики Казахстан, кандидат юридических наук;

11)    Базарбаев Бахыт Базарбаевич - доцент КазГУ им. аль-Фараби, кандидат юридических наук;

12)    Ченцова Ольга Ивановна - Президент юридической фирмы «Эквитас», кандидат юридических наук;

13)    Жакенов Валерий Алимханович - Президент юридической фирмы «Инсайд-Зан», кандидат юридических наук;

14)    Тулеугалиев Газиз Ибрагимович - заведующий кафедрой гражданского права КазНГУ им. аль-Фараби, кандидат юридических наук.

Все члены рабочей группы активно участвовали в разработке проекта, даже отказавшись от летних отпусков, за исключением проф. А.Г. Диденко, который очень был занят другими делами и поэтому вышел из состава рабочей группы. Поэтому разработчиков было на самом деле не четырнадцать, а тринадцать.

Отмечу, кстати, что и в дальнейшем проф. А.Г. Диденко участия в делах рабочей группы по разработке гражданского законодательства не принимал.

Как принимали Гражданский кодекс, и его значение

ГК принимали в два этапа: Общую часть - 27 декабря 1994 г., Особенную часть - 1 июля 1999 г. Наиболее важной была Общая часть: в ней закладывались общие принципиальные и революционные положения, и она была первой.

Проект ГК (Общая часть) обсуждался больше недели в Парламенте, статья за статьей. Всю неделю на трибуне торчал как столб Министр юстиции РК Нагашбай Шайкенов, высокий и худой. Мы как разработчики сидели в первом ряду, и если Шайкенов затруднялся с ответом на вопросы депутатов или просто хотел получить более квалифицированный ответ, он обращался к нам, и кто-нибудь из членов рабочей группы отвечал на вопрос.

Помню, задали вопрос, что такое сервитут, и на него стала отвечать Ольга Ченцова, а она иногда краснеет, когда волнуется. Более-менее понятно она объяснила, вдруг вице-спикер Парламента М.Т. Оспанов, который вел заседание, спрашивает: «Но вообще-то это приличное слово?» Оля говорит: вполне приличное. Он говорит: «Ну тогда ладно, принимаем».

Вообще Марат Оспанов проявил себя как очень мудрый модератор, поскольку процесс принятия кодекса был очень сложный, депутаты пытались понять смысл всех статей и не могли. Например, в ГК есть термин «неосновательное обогащение». Этот термин принят в гражданском праве всего мира. Так одна депутатка стала кричать, что это неверно, что она кандидат филологических наук, и что надо писать «необоснованное обогащение». Много вопросов вызвали термины «казенное предприятие», «хозяйственное ведение», «оперативное управление» и т.д.

В конце концов М. Оспанов заявил: «Уважаемые депутаты. Я прочел проект два раза и ничего не понял. Давайте поверим профессионалам и будем принимать…». После этого депутаты успокоились и стали активно голосовать, статью за статьей.

Когда закончили обсуждение, нам сказали: утром принесите исправленный в соответствии с принятыми поправками текст. И мы всю ночь до утра сидели в офисе и работали. Очень просили Юрия Григорьевича Басина, чтобы он пошел отдыхать, но он категорически отказался. Утром мы притащили исправления в Парламент, заседание началось, а текст еще только печатается и размножается. Тогда М. Оспанов говорит: «Давайте, чтобы время не терять, примем Закон «Об иностранных инвестициях». (Проект этого закона, кстати, тоже наша рабочая группа написала). Так что в один день Парламент до обеда принял Закон об иностранных инвестициях, а после обеда - ГК.

О том значении, которое придавалось Гражданскому кодексу, говорит тот факт, что Президент РК Н.А. Назарбаев всю неделю безотлучно просидел на своем месте в Парламенте. В процесс принятия ГК он особенно не вмешивался, единственно, когда принималась статья о безнадзорных животных (кто становится их собственником и когда), он поинтересовался, к какой категории скота мы отнесли верблюдов. Но настаивать на изменении текста статьи не стал.

Таким образом, в канун Нового года после длительного и напряженного обсуждения Верховный Совет Республики Казахстан принял Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). И докладчик (Министр юстиции Н.А. Шайкенов), и депутаты, и Президент республики неоднократно называли кодекс экономической конституцией страны. И это действительно так. По широте охвата регулируемых им отношений, по степени их важности для развития экономики Казахстана Гражданскому кодексу нет равных среди других законодательных актов.

До принятия Гражданского кодекса в республике было введено в действие немало законов, регулирующих многообразные экономические связи различных видов и направлений. Но они, как правило, принимались независимо друг от друга, были недостаточно увязаны между собой, нередко при решении одинаковых или сходных вопросов противоречили один другому, содержали немало пробелов и очевидных ошибок. Достаточно вспомнить законодательство о лицензировании, о регистрации хозяйствующих субъектов, о хозяйственных товариществах и акционерных обществах и др.

Многие важнейшие участки экономики вынужденно подчинялись устаревшим законодательным актам, принятым много лет тому назад.

Все это требовало безотлагательной подготовки многозвенного системного законодательного акта, который охватил бы все основные стороны экономических отношений их согласованным правовым регулированием. Эту задачу как раз и решил Гражданский кодекс.

При разработке Гражданского кодекса необходимо было учесть опыт мирового регулирования рыночной экономики и особенности ее современного состояния в Казахстане, важность сохранения и дальнейшего развития экономических связей с другими государствами СНГ, прежде всего с Россией и среднеазиатскими республиками, что требовало единообразных, во всяком случае, непротиворечивых средств их правового регулирования.

Мы приняли Гражданский кодекс одними из первых среди стран СНГ - 27 декабря 1994 года. В то время высказывались сомнения в правильности принятия ГК частями. Я считаю своевременным и правильным, что мы поторопились с принятием этого кодекса. Конечно, когда он принимался, у нас была большая спешка, некоторые переделки писались буквально за ночь. В то время, когда ГК принимался Парламентом, там шла большая гонка, поэтому неизбежно были ошибки, мы эти ошибки видим, и сейчас они выявляются, приходится к ним возвращаться. Но то, что мы приняли ГК тогда, считаю, было совершенно необходимо с точки зрения успеха правовой реформы.

Гражданский кодекс нередко называют «второй конституцией» или Экономической конституцией. В общем-то, это просто красивые фразы, но какая-то доля истины в них есть. На самом деле получилось так, что Гражданский кодекс стал настоящим стержнем, вокруг которого формировалось экономическое законодательство. Не всегда все получается, но это так. Сейчас это один из самых работающих документов, на который постоянно ссылаются, постоянно ругают. Когда критикуют Гражданский кодекс во всех газетах, мы на это даже не отвечаем. Я говорю - хорошо, что ругают, критикуют, значит, это документ нужный и работающий. Если бы не критиковали, значит, он никому не нужен, раз критикуют, значит, он объективно жизненно необходим и полезен.

Можно привести только один из примеров, свидетельствующих о своевременности принятия Гражданского кодекса (Общая часть). Исходя из концепции, что из договора о совместной деятельности возникают не обязательственные, а вещные относительные правоотношения, я поместил главу о договоре о совместной деятельности не в Особенную часть, а в Общую часть ГК. Поэтому нормы этой главы вступили в действие в 1995 году.

Это принесло колоссальную практическую пользу, потому что началась эпопея с созданием консорциума «Казахстанкаспийшельф», когда семь нефтяных гигантов объединились с нашей казахстанской компанией для разведки шельфа Каспийского моря. Сразу встал вопрос о правовой природе этого консорциума, и тут вовсю заработали нормы раздела ГК о совместной деятельности, а именно на основе ГК были разрешены все спорные вопросы.

Особенная часть ГК была принята 1 июля 1999 года. Проект Гражданского кодекса (Особенная часть) разработан рабочей группой примерно в том же составе, что участвовал в создании ГК РК (Общая часть). Однако были и изменения, поэтому я приведу здесь список членов рабочей группы в том виде, в каком он был приведен в проекте ГК РК (Особенная часть), представленном в Мажилис Парламента РК в соответствии с Постановлением Правительства РК от 21 марта 1997 г. № 385.

Состав рабочей группы по подготовке законопроекта:

Сулейменов Майдан Кунтуарович - руководитель рабочей группы, профессор, д.ю.н., член-корреспондент Министерства науки - Академии паук Республики Казахстан, директор Центра частного права Казахского государственного юридического института;

Басин Юрий Григорьевич - д.ю.н., профессор кафедры гражданского права Казахского государственного юридического института;

Базарбаев Бахыт Базарбаевич - к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Казахского государственного юридического института;

Жанайдаров Искандер Уразович - д.ю.н., старший научный сотрудник Центра частного права Казахского государственного юридического института;

Жакенов Валерий Алимханович - к.ю.н., директор юридической фирмы «Инсайт-Зан»;

Ихсанов Урдагали Кажгалиевич - к.ю.н., проректор Казахского государственного юридического института;

Каудыров Толеш Ерденович - к.ю.н., директор Патентного ведомства Республики Казахстан;

Тазутдинов Рашад Салахович - к.ю.н.;

Тулеугалиев Газиз Ибрагимович - к.ю.н., заведующий кафедрой гражданского права КазГНУ им. аль-Фараби;

Ченцова Ольга Ивановна - к.ю.н., директор юридической фирмы «Эквитас»;

Худяков Алексей Иванович - д.ю.н., заведующий кафедрой административного права Казахского государственного национального университета им. аль-Фараби;

Покровский Борис Владимирович - к.ю.н., старший научный сотрудник Центра частного права Казахского государственного юридического института;

Мукашева Кульгайша Вахитовна - к.ю.н., юрист фирмы «Пеппер, Хэмильтон и Щиц».

Почти одновременно постановлением Правительства РК от 17 апреля 1997 г. № 571 в Мажилис Парламента РК был представлен проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)» и проект постановления Верховного Совета Республики Казахстан «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть)».

Рабочая группа в приложении к этому постановлению была обозначена в следующем составе:

Колпаков Константин Анатольевич - министр юстиции Республики Казахстан;

Сулейменов Майдан Кунтуарович - д.ю.н., профессор, директор Центра частного права Казахского государственного юридического университета;

Басин Юрий Григорьевич - д.ю.н., профессор кафедры гражданского права Казахского государственного юридического университета;

Ихсанов Урдагали Кажгалиевич - к.ю.н., член Конституционного Совета Республики Казахстан;

Худяков Алексей Иванович - д.ю.н., заведующий кафедрой административного права Казахского государственного национального университета им. аль-Фараби;

Мукашева Кульгайша Вахитовна - к.ю.н., юрист фирмы «Пеппер. Хэмильтон и Щиц»;

Жанайдаров Искандер Уразович - д.ю.н., старший юрист проекта IRIS.

Надо отметить, что данный состав указан не совсем точно, потому что в подготовке изменений и дополнений в ГК РК (Общая части») участвовали многие члены рабочей группы по проекту ГК РК (Особенная часть) (в частности, Б.В. Покровский и О.И. Ченцова).

Общая и Особенная части ГК составляют неразрывное целое. В 1999 г. можно было говорить о введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан в полном объеме.

Гражданский кодекс Республики Казахстан - первый ГК в СНГ, принятый в полном объеме.

Гражданский кодекс - это самый большой по объему законодательный акт нашей страны. Он состоит из 1124 статей (Общая часть - из 405, Особенная часть - из 719 статей).

Гражданский кодекс - это основной экономический закон, регулирующий практически весь круг рыночных отношений в Казахстане. Вокруг ГК группируется большое количество разработанных на его основе экономических законов (о хозяйственных товариществах, о банкротстве, об ипотеке недвижимого имущества, о регистрации недвижимого имущества и сделок с ним и другие).

Гражданский кодекс основывается на ряде фундаментальных принципов, основных начал гражданского законодательства (ст. 2 ГК). Назовем только некоторые из них:

1)  равенство участников гражданско-правовых отношений. В силу этого принципа гражданское право часто предусматривает дополнительные меры по защите прав потребителей, так как производители, используя свою доминирующую роль, нередко стремятся нарушить принцип равенства участников;

2)  свобода участия всех граждан и юридических лиц в гражданских отношениях. Одним из проявлений этого принципа является свобода договора. Участники гражданских отношений могут заключать любые договоры, как предусмотренные гражданским законодательством, так и не предусмотренные им;

3) неприкосновенность собственности. Это фундаментальный принцип гражданского права, основанный на Конституции Республики Казахстан. Очень печально, когда допускаются нарушения этого принципа, причем с вторжением в структуру Гражданского Кодекса. К таким посягательствам на неприкосновенность собственности мы относим установленную законодательно по инициативе Национального банка Республики Казахстан возможность принудительного изъятия за бесценок акций акционеров коммерческого банка, в случае наличия у него отрицательного размера капитала.

К сожалению, проект Гражданского кодекса (Особенная часть) постигла печальная участь. Проект был принят в качестве закона Мажилисом и Сенатом Парламента Республики Казахстан еще в апреле 1998 года. Но в Администрации Президента Республики Казахстан неожиданно решили, что раздел «Международное частное право» противоречит Конституции Республики Казахстан, ибо он допускает применение иностранного права на территории республики. С такими аргументами трудно спорить, ибо они нелепы. В статье 4 Конституции к действующему праву относятся нормативные правовые акты Республики Казахстан, но не запрещается установление этими актами норм о возможности применения иностранного права.

Проект Гражданского кодекса (Особенная часть) был отправлен на заключение в Конституционный Совет Республики Казахстан, который все же идею о противоречии раздела «Международное частное право» Конституции Республики Казахстан не поддержал. Однако Конституционный Совет постановлением от 27 марта 1998 г. признал неконституционными две статьи из проекта, и на этом основании весь проект ГК (Особенная часть), уже принятый Парламентом, как бы перестал существовать.

Но дело даже не в этом. Из проекта ГК (Особенная часть) объемом 719 статей были исключены или переработаны две статьи в соответствии с постановлением Конституционного Совета. Встает вопрос: неужели эти проблемы нельзя было решить без вмешательства Конституционного Совета, например, путем наложения вето Президента? Тогда не был бы поставлен под угрозу весь проект ГК в целом.

Результатом всего этого было то, что проект ГК (Особенная часть), полностью готовый и принятый Парламентом, был из-за этих двух статей задержан более чем на год. Важнейший нормативный акт, отсутствие которого нанесло существенный ущерб развитию законодательства и имущественных отношений, был искусственно заблокирован.

Непонятно также, почему Министерству юстиции и Правительству Республики Казахстан потребовался почти год, чтобы исправить те две статьи, в отношении которых было вынесено постановление Конституционного Совета.

Характерно, что тот же чиновник, по инициативе которого в 1998 г. проект ГК был отправлен в Конституционный Совет, в настоящее время инициировал разработку проекта Предпринимательского кодекса, направленного на уничтожение ГК. Тенденция, однако.

римское право, РФ, гражданский кодекс, СНГ, римско-голландское право

Previous post Next post
Up